Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Почем сегодня человеческие души? (2002 г., Вечерний Минск)

Почем сегодня человеческие души? (2002 г., Вечерний Минск)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

ПОЧЕМ СЕГОДНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДУШИ?

На этот вопрос отвечает новый балет Владимира Кондрусевича "Мефисто", поставленный на сцене Музыкального театра Беларуси.

Когда видишь афишу этого спектакля, так и хочется дополнить его название недостающим слогом, чтобы получилось давно знакомое – Мефистофель. Но у создателей балета другая точка зрения. "Несмотря на то, что имена героев и некоторые сюжетные линии спектакля намекают на знаменитую трагедию Гёте, не надо искать соответствий, так как балет является совершенно самостоятельным произведением другого вида искусства", – пишет в программке автор либретто Юлия Чурко. Так что же, тут ни при чем легенда XVI века о маге и чернокнижнике, который заключил договор с дьяволом? И творение Гёте о Фаусте, искателе истины, стремящемся разгадать тайны природы, тоже никак не связано с "Мефисто"? Впрочем, что бы мы ни думали, примем условия игры и не будем "искать соответствий". Ведь подсказанный великим поэтом вопрос – "Почем человеческие души?" – актуален во все времена. Только цены на этот товар разные.

Герой спектакля доктор Фа, врач-хирург, отдал свою душу, свое "Я" за любовь. Он думал, что это настоящее чувство, которое наполнит смыслом его жизнь. Оказалось, он погнался за миражом: супермодель Марго – всего лишь бездушный манекен... Как видим, сюжетная схема проста, даже в чем-то банальна. Но композитор Владимир Кондрусевич наполнил ее эмоциями, подтекстом, создав весьма неординарное произведение. Причем ему повезло с соавторами. Когда балетмейстер Владимир Иванов познакомился с первым вариантом балета (который назывался "Мефистофель"), ему показалось, что зрителю сегодня нужно что-то другое. И он высказал крамольную идею: а почему бы не перенести действие в наше время и не выяснить, чем дьявол сегодня соблазняет людей. Мысль эта пришлась по душе большому знатоку балета Юлии Чурко. Она оперативно написала либретто, отличающееся глубоким философским смыслом и неожиданными поворотами в развитии действия. Это, конечно, заставило композитора внести существенные изменения в партитуру. Что и было сделано.

Сочинениям Владимира Кондрусевича присущ новаторский, остро современный стиль. И на этот раз он не изменил себе, как бы уловив ритмы XXI века. Музыка балета – эмоционально насыщенная, создающая поле высокого напряжения. В ней чувствуется что-то колдовское, берущее слушателя в плен. Может, "виной" тому резкие контрасты: жесткие оглушающие звуки неожиданно сменяются прозрачными лиричными мелодиями. Наверное, лучшего интерпретатора этого сочинения, чем Геннадий Проваторов, просто не найти. Музыкальный руководитель и дирижер этого спектакля, он сумел подчинить себе бурную стихию и высвободить ее мощь, чтобы зритель ощутил магическое воздействие музыки.

Соавтором композитора стал и балетмейстер–постановщик Владимир Иванов. Выразить в пластике взлет мысли и чувства, передать своеобразие драматургии было совсем непросто. Но хореография спектакля столь же выразительна, сколь и оригинальна. Кстати, "Мефисто" – дипломная работа балетмейстера в Академии музыки. Но его имя давно известно – как солиста Театра балета.

Исполнители в спектакле сумели раскрыть новые грани своего таланта. Юлию Дятко и Константина Кузнецова давно знают балетоманы – и не только в нашей стране. На счету артистов победы на нескольких международных конкурсах. Но мы знали их больше как классических танцовщиков. На этот раз они должны были воплотить на сцене иной материал. Музыкальные характеристики требовали неоднозначного решения партий. Доктор Фа у Константина Кузнецова – сложная личность. Мы чувствуем его мятущуюся душу, его готовность на все во имя любви. Причем артист одинаково точно показывает разные ипостаси своего героя: нежного возлюбленного и беспомощной марионетки в руках Мефисто. И Юлия Дятко прониклась переживаниями Марго, постигла непростую диалектику ее характера. Временами танец столь выразителен, что кажется: слова тут были бы бессильны.

Для поклонников Белорусского государственного музыкального театра Виталий Красноглазов в партии Мефисто-бизнесмена стал открытием. Сей образ важен для авторов – не случайно имя этого героя вынесено в название балета. Ведь острота противоборства добра и зла, светлого и темного начал определяется силой характера Мефисто. Иначе он не смог бы подчинять себе людей, разрушать их души. Гротесковый рисунок партии помог передать суть личности циника, упивающегося своей властью. Сегодня мы встречаем немало таких в мире, где все решают деньги.

Находчива сценография спектакля (художник-постановщик Дмитрий Мохов). При минимуме выразительных средств и декораций он создал на сцене удачный фон для столкновения разных миров, разных жизненных философий. Два луча, разрезающие сцену, как бы подчеркивают это. Темные тени на фоне задника – символы царства тьмы, где правит бал Мефисто. Как и черная униформа его телохранителей. Жутковатое впечатление производят пропеллеры самолета: их гул – будто голоса из преисподней. Весьма кстати здесь клубы дыма, заволакивающего сцену: они наполняют происходящее духом мистики.

...Гете своим "Фаустом" провозгласил: "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!" На столь патетическую идею не замахивается спектакль "Мефисто" чего и не скрывают его авторы. Но он напоминает нам, как жалок человек без души, для которого нет ничего святого. И вообще – можно ли подобное существо считать человеком?!

Галина ЦВЕТКОВА.
Вечерний Минск. – 2002. – 29 июня.



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: