« Назад
ПОЧЕМУ ВСЕГДА УЛЫБАЕТСЯ ДОЛЛИ, или Ищите свой источник оптимизма
Еще в начале шестидесятых песенка Долли, полная поистине американского оптимизма долетела до нас через океан и обрывки железного занавеса. Музыка Д. Германа придала истории, рассказанной в пьесе Т. Уайлдера, неожиданную тщательность и увлекательность. А либреттист М. Стюарт сделал ее легкой и изящной, как того требовал жанр мюзикла. С тех пор неунывающая Долли покорила немало сердец, а потом, как и положено, ушла в историю, И неожиданно возродилась в Минске, на сцене театра музыкальной комедии. Казалось бы, что заставило его обратиться к этому чуть сентиментальному, чуть легкомысленному мюзиклу? Кому сегодня интересны бесхитростные герои с их маленькими проблемами, которые решаются легко и просто, как в старой доброй сказке? Но стоило посмотреть спектакль – и все вопросы отпали сами собой. Яркие жизнерадостные постановки – не новость на этой сцене, ведь оперетта – жанр оптимистический. Но этот мюзикл как бы сосредоточил в себе лишь светлые краски и добрые чувства. Его жизнеутверждающее начало нам сегодня кажется чуть ирреальным, хотя в него очень хочется поверить.
В жизни каждого человека бывают не только солнечные, но и пасмурные дни. Но что бы ни случилось, главное – не терять присутствия духа. Верить, что все образуется, что снова выглянет солнце. В этом убеждают нас спектакль "Хелло, Долли!" и его главная героиня. Она – воплощение энергии, которой хватает на устройство всевозможных дел. Долли даст любой совет, поможет найти невесту и избавиться от мигрени, распутать самую сложную ситуацию и закрутить хитрую интригу... И все она делает легко, с улыбкой, будто играя. Пожалуй, никогда еще Н. Гайде не приходилось играть такую роль. Тут смогли реализоваться ее доселе невостребованные возможности, новые краски актерской палитры. Сочетание гротеска и лиризма, иронии и лукавства, каких-то нюансов, которые трудно передать словом, – вот какова Долли в исполнении Н. Гайды.
Однако эта женщина знает, что значит потерять любимого мужа, знает, что такое одиночество и слезы. Только она не позволяла себе падать духом – этого не одобрил бы ее Энтони. Она улыбается – и заставляет улыбаться всех, кто рядом. Потому так приветливо звучит со всех сторон: "Хелло, Долли!" Потому что она всем нужна. Без нее жизнь кажется тоскливой и пустой.
Достойным партнером Н. Гайды стал А. Ранцанц в роли Вандергельдера. Вроде бы артист рисует почти карикатурный образ жадного и недалекого богача. Впрочем, может, он не так прост? И действительно, Долли удалось превратить его в человека из надутого индюка. Она поставила перед собой цель – сватать богатого жениха так, чтобы он, наконец, понял, в ком его счастье. Понял, что оно совсем рядом...
По мере развития действия изменяются герои. И вот уже Долли – не деловая, вечно спешащая женщина, а Прекрасная дама. Она появляется в модном ресторане в роскошном золотистом платье. И это не простое переодевание. Это явление женщины, уверенной в себе, знающей, что счастье не свалится с неба. Что его можно – и нужно – завоевать. В конце концов, ее избранник Вандергельдер становится человеком, которому свойственно и страдать, и любить, и чувствовать себя одиноким. Конечно, ему не прожить без Долли.
Как и положено по жанру, рядом с главными героями идет другая линия. Смешную пару бедных парней, у которых из-за работы нет даже личной жизни, с добрым чувством юмора играют Г. Козлов и В. Шабуня. Они не боятся смешить зрителя – а материал им достался весьма выигрышный. Как хочется быть шикарными ухажерами, но в кармане на двоих всего один доллар и тридцать пять центов...
Интересное знакомство – с молодой актрисой С. Луговой – подарила эта премьера. Роль миссис Моллой, молодой вдовы, которой хочется жить и радоваться, актриса провела органично и уверенно.
Впрочем, каждый участник спектакля вносит свою яркую ниточку в общую ткань. А ее узор, ее качество зависит, прежде всего, от режиссера. В. Цюпа создает яркое цельное произведение. Интересно, что в программке он значится не как режиссер, а как автор спектакля. Действительно, постановщик имеет в своем распоряжении материал – текст, музыку, декорации, костюмы и т.п., а что из всего этого получится, зависит от его замысла, творческого почерка, фантазии, чувства стиля. И нужно отдать должное В. Цюпе – он сумел старый мюзикл наполнить новым содержанием, как в старые мехи заливают новое вино, молодое и игристое. Спектакль получился динамичным, броским, увлекающим зрителя – и развлекающим его. А постановочные находки подчинены главной задаче – не изменить жизнеутверждающему настрою, не сфальшивить.
Это стало задачей и всех создателей спектакля. Так, музыкальный руководитель и дирижер А. Сосновский не просто стремится к точности воспроизведения партитуры, но и старается найти неожиданный поворот. Выведя музыкантов на сцену, он как бы делает их действующими лицами, при этом добиваясь иного звучания оркестра.
Интересно организовано пространство сцены. Металлические своды вокзала дают ощущение бесконечности пути, а выкатываемый в центр вагончик очень находчиво трансформируется то в лавку, то в шляпную мастерскую. Художник-постановщик В. Жданов нашел удачное сочетание серого цвета металла и ярких тонов вагончика, оригинальных костюмов (О. Желонкина).
Особый пласт спектакля – его хореография. Танцы, интересные не только по пластике, движениям, изящному и элегантному, порой экзотическому рисунку, кажутся новыми и незнакомыми. А создатели этого парада красоты и грации – английский хореограф Д. Нолан и балетмейстер Н. Дьяченко.
Наверное, какой-то пристрастный зритель может сказать: что-то речь идет лишь о достоинствах, где же просчеты и накладки? Было и это. Возможно, чуть "переиграл" музыкант, когда пошел в зал со шляпой, в которую зрители стали кидать вполне настоящие – не из реквизита – деньги, хотя сам по себе этот эпизод – удачная находка. Может быть, чуть навязчива Эрменгарда в весьма странном наряде. И не вполне одетые брюки Хекла, наверное, могут оскорбить вкус эстета... Но кто же за деревьями не видит леса? Ведь главное, что мы познакомились с Долли. Поняли, почему она всегда улыбается. Узнали, из какого источника черпает она свой оптимизм. И что каждый из нас может найти такой источник. Попробуем?..
Галина ЦВЕТКОВА. Вечерний Минск. – 1992. – 22 окт.
|