« Назад
ПРЕКРАСНАЯ ЛЕДИ И ДРУГИЕ…
Ленинградский государственный театр музыкальной комедии и Государственный театр музыкальной комедии БССР на время поменялись сценическими площадками. С большим интересом встретили ленинградцы своих гостей из Минска.
Оперетта Имре Кальмана "Дьявольский наездник" мало известна зрителям. Может быть, поэтому от спектакля (режиссер-постановщик А. Каменская) ждали новизны и чисто кальмановского блеска. Однако не все ожидания оправдались. Зрители улыбнулись первым же словам ведущего об оперетте: да, ее действительно можно сравнить с женщиной. Непостоянной, переменчивой, легкомысленной, грациозной и загадочной. Только остается непонятным, в чем же загадка этой очаровательной дамы. По словам ведущего, в оперетте все так традиционно: постоянные амплуа, диалоги, арии и танцы. Театр как бы постоянно извиняется, снисходительно улыбаясь над своим жанром: вы уж извините, что все так банально, но... сами понимаете – оперетта! Эта усмешка, наверное, должна, по мысли режиссера, связать оперетту с сегодняшним днем, но связи не возникает, потому что ироничной улыбкой ведущего новизна спектакля исчерпывается. Далее все, как всегда: морской курорт, сословный конфликт, традиционная смешная неразбериха и... счастливый финал.
Надо отметить, что, несмотря на явное отсутствие драматургического материала, есть в спектакле актерские удачи. Актриса З. Вержбицкая очень хорошо сыграла типично опереточный образ прелестной интриганки Мари. Зрители с нетерпением ожидали каждого появления на сцене старика-генерала (заслуженный артист БССР Ю. Лазовский), прекрасны танцы (особенно танго в исполнении артистов балета). Но арии и танцы хороши как отдельные, вставные номера, не организующие, а останавливающие действие.
С некоторым предубеждением и волнением за судьбу классической оперетты шли зрители на спектакль "Сильва". Сюжет этой оперетты Кальмана вторичен, как многие опереточные сюжеты. Но в отличие от многих оперетт, в этой есть что играть. И если Сильве в исполнении народной артистки БССР Н. Гайда иногда недостает легендарной "частицы черта", то этого никак нельзя сказать об исполнителях других ролей. Прекрасен живой, обаятельный, светящийся добротой Бони (артист Г. Козлов). Сильва в спектакле бунтует, Бони – примиряет, улаживает и создает хорошее настроение. Этот любимец женщин и светский лев, очаровательный кавалер и собеседник стал украшением спектакля. Не уступают ему заслуженный артист РСФСР Ю. Лазовский и заслуженная артистка РСФСР Н. Ревинская, играющие в спектакле роли старого князя и его жены. Их актерский дуэт по праву соперничает с исполнителями главных ролей, а танец Н. Ревинской а третьем действии заслуженно вызвал долгие аплодисменты.
Вообще к классической оперетте в театре относятся с любовью. На гастрольной афише – оперетты Штрауса, Легара, Кальмана. Современных оперетт меньше, но и они представлены в репертуаре. Театралы с особым интересом знакомились с постановкой мюзикла Лоу "Моя прекрасная леди" (режиссер-постановщик народный артист БССР, заслуженный деятель искусств РСФСР С. Штейн). Этот мюзикл был написан по мотивам пьесы Б. Шоу "Пигмалион". И не "опростил", как это часто бывает, характеры главных героев, а показал их во всей сложности и своеобразии. В спектакле герои переживают серьезную эволюцию: простая, немного вульгарная уличная девчонка Элиза (Н. Гайда) превращается в гордую и решительную женщину, а эгоистичный и грубоватый, несмотря на всю свою светскость и ум, Хиггинс (Г. Харик) становится нежным и любящим.
Не сгладилась и острота социального конфликта, во многом благодаря исполнителю роли мусорщика Альфреда Дулиттла – отца Элизы (заслуженный артист УССР А. Ранцанц). Эта фигура получилась необыкновенно колоритной. А. Ранцанц в полной мере обладает той самой "каскадностью", о которой так много говорят применительно к актерам оперетты. Великолепной игрой, темпераментным исполнением знаменитой песенки Дулиттла и заразительно веселым танцем он вызвал бурное одобрение зрительного зала. Но некоторая затянутость, отсутствие динамики (особенно во втором действии) снизили впечатление от яркого, интересного спектакля.
...По-разному относятся люди к жанру оперетты. Чайковский, например, терпеть ее не мог, а Рахманинов называл "Веселую вдову" гениальным произведением. О вкусах, пристрастиях и антипатиях не спорят. Но, наверное, талантливо поставленная и сыгранная оперетта всегда найдёт путь к сердцу самого строгого ценителя.
А. БОРИСОВА, внештатный корреспондент. Смена (Ленинград). – 1983. – 28 июля.
|