« Назад На первой линии Солистка Музыкального театра Лидия Кузьмицкая — о необходимости спотыкаться, амбициях и нерастраченной нежности — Лидия Александровна, что ведет вас к очередной творческой цели? — Я, наверное, немного сумасшедшая — мне всего мало, хочется все пробовать. У актера, убеждена, должны быть амбиции. А почему нет? Я родилась в прекрасной семье. У мамы, Анны Филимоновой, от природы великолепный голос, когда она поет задушевные песни, у слушателей слезы на глазах. У папиной старшей сестры, Лидии Филимоновой, был профессионально поставленный голос. Училась она у Мелитины Аренской, замечательного педагога, воспитавшей плеяду чудесных певцов. Тетя умерла за год до моего рождения. Меня и назвали в ее честь. Не забыть один яркий момент в жизни. Когда мне было 16 лет, на брестском телевидении записывали мое интервью и небольшое сольное выступление. Вдруг в студию ворвался мужчина: кто тут поет? Узнав, что Лидия Филимонова, упал в обморок. Как потом оказалось, я повторила тембр голоса тети, да еще и имя совпало… Кроме того, тетя училась у Аренской, а я — у ее ученицы, педагога, о котором можно только мечтать, Регины Соколовской. Будучи студенткой четвертого курса Белорусской академии музыки, прошла прослушивание в наш Музыкальный театр и была принята в хоровой коллектив. На одной из первых репетиций хореограф Юлия Михайлова, которая ставила замечательные танцы в премьерном спектакле "Еврейское счастье", заметив, что я становлюсь в третий ряд, чтобы не мешать учить движения коллегам, спросила: "Что вы там прячетесь?" И я пошла вперед, понимая, что так лучше освою движения! "Ошибаясь и спотыкаясь, ты все же будешь идти, а прячась за спины остальных, научишься гораздо меньшему", — уверила хореограф. И теперь я предпочитаю быть на первой линии. При этом убеждена, что спотыкаться необходимо. Порой кажется, что я, попадая на "камни", отталкиваюсь для следующего творческого шага. — У вас большой опыт выступлений с камерными программами, который начался со встречи с концертмейстером Еленой Алексеевой. — Мы исполняли романсы Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Модеста Мусоргского, Рихарда Штрауса и еще многих авторов. А однажды Елена Борисовна предложила поставить моноспектакль "Человеческий голос" по пьесе Франсиса Пуленка. Попросила молодого режиссера Наталью Мархель нам помочь. И мы представили этот спектакль в Белорусской государственной академии музыки, Белорусской государственной академии искусств на фестивале моноспектаклей "Я" и в костеле Святого Роха. Представьте: маленький зал и весь спектакль развернут у рояля, за которым — концертмейстер. По задумке режиссера, легкий газовый шарф изображал то моего возлюбленного, то несуществующего ребенка, то телефон… Камерное исполнительство помогает развиваться и в театре. Каждый романс — отдельный спектакль, когда за полтора часа создаешь 20-25 образов. Мне нравится работать с креативными людьми. С Еленой Борисовной у нас уже 12 сольных концертов, последний был посвящен памяти Игоря Лученка. Ее ученица Александра Сидорова предложила поработать над циклом "Песни и пляски Смерти". После того как Саша уехала из страны, мы продолжили это начинание, дополнив концертную программу вокальным циклом "Детская" и еще некоторыми произведениями. И я стала готовиться к концерту "Вокальный театр Модеста Мусоргского". В это же время директор Русского драматического театра Литвы Ольга Полевикова приехала в Минск для организации кастинга — понадобилась исполнительница роли мачехи в мюзикле Стивена Сондхайма "Чем дальше в лес…". На эту роль отобрали меня. И начались многочисленные поездки на репетиции, знакомство с талантливыми актерами. Параллельно в нашем Музыкальном театре я играла в спектаклях, репетировала роль Зельд ы в "Еврейском счастье" и преподавала в Белорусской государственной академии музыки. В таком бешеном ритме находилась с октября по декабрь прошлого года. Это дало результаты, которыми щедро делюсь со зрителями. — Вы выходите на сцену во многих спектаклях, а есть ли роль, которая вам ближе? — Розалинда в "Летучей мыши", которая любит и борется за свое семейное счастье. Обожаю ее тонкую вокальную характеристику. И то, что эту работу отметили премией в области театрального искусства имени Ларисы Александровской, для меня большая радость и честь. А по своей человеческой натуре я — мама. Впервые примерила эту роль… еще в школе, в шестом классе, когда сыграла на смотре художественной самодеятельности женщину-ветерана, к которой пришли дети и она рассказывала им о своей жизни. С тех пор мне легко играть мам: Софью, маму Ярины, в "Свадьбе в Малиновке", мать Изольды — королеву Ирландии в "Тристане и Изольде", Голду в "Шалом алейхем! Мир вам, люди!", Зельду в "Еврейском счастье". Отдаю им свою нерастраченную нежность. — Строги ли вы с учениками, которым преподаете вокал в Белорусской государственной академии музыки? — И тут я мама. Могу обнять перед началом занятий, помочь, когда у кого-то что-то не получается. Строгая только с теми, кто начинает излишне пользоваться добротой… В людях ценю лидерские задатки, правда, не люблю наглость... Если сержусь, то недолго. Выплачусь близкой подруге — и всё. Тем более что накопление злости ведет к приближению старости и появлению морщин. Многое в моей жизни идет на преодоление. Не получится — не страшно. Надо пробовать! — О чем мечтаете? — О новой работе. О любви. О встрече... Наталья ПАХОМОВИЧ |
тел.: (017) 275-81-26
220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44
Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by