« Назад Дирижер, водитель-испытатель, офицер Сил спецопераций: мы разыскали женщин, которые выбрали специальность с настоящим мужским характером Редкое попадание в профессию Образ некрасовской женщины, которая может коня на скаку остановить и в горящую избу войти, давно набил оскомину. Но современные тенденции ведут к тому, что работу, которую раньше выполняли представители сильного пола, теперь легко и просто могут сделать дамы. Добро пожаловать в мир гендерного равенства! Корреспондент "Р" встретилась с тремя прекрасными представительницами профессий, которые раньше были исключительно мужскими. Жизнь в стиле allegro Полдень в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Плотные портьеры занавеса прижаты друг к другу — на сцене ничего не происходит. Но в темный и, казалось бы, безлюдный зал пробивается, как от костра в темноте, свет из оркестровой ямы. Закончилось обсуждение музыкального отрывка, и оркестр вновь взялся за инструменты. Командует музыкальным "парадом" дирижер Марина Третьякова — единственная женщина в стране, руководящая профессиональным оркестром. — Ребята, давайте еще раз проиграем, — она вздымает палочку над пультом с партитурой "Труффальдино из Бергамо", и зал наполняется энергичной мелодией. Век живи — век удивляйся, как музыка способна заполнить пространство, физически не существуя! Проигрыш окончен, и Марина Николаевна на слова кларнетиста "Может, уже домой?" мелодично протягивает: "Хорошо. Все-е-е-е!" Все смеются, складывают инструменты в чехлы, сгребают ноты с пюпитров: на сегодня закончены 4 часа репетиции музыкальной комедии, которую представят в театре в конце марта. Марина Третьякова бодро поднимается по ступенькам к нам, выходя на свет. По движению рук, тела, головы видно, что дама она энергичная, легкая, наполненная силами. — О, я не энергоемкая. Иногда прямо-таки уговариваю себя: нельзя так тратиться, спокойнее! Но только начинает звучать музыка, как во мне пробуждается какой-то зверь, — улыбается она, быстро пролетая по лестницам Музтеатра. — Не могу спокойно обсуждать, рассказывать, работать над программой: начинаю заводиться и отдавать все, что у меня есть. Есть спокойные дирижеры, которые умеют аккумулировать энергию, не растрачивают себя и, наверное, в этом правы. Но я так не могу. Долго считалось, что профессия дирижера не женская, физически и эмоционально трудная. Вы же понимаете, что дирижер не просто много часов стоит, махая руками. Он направляет оркестр в нужное мелодическое русло. Следит за каждым тактом и нотой каждого инструмента. Реакция у такого специалиста должна быть молниеносной. Усложняет работу Марины Николаевны и то, что в ее поле зрения не только оркестр, но и артисты на сцене. Руководить всем, быть лидером — одна из ее важнейших задач. Нужно быть выносливым и крепким, как струна. Любая заминка — огромный стресс, из которого нужно быстро и искусно выбраться. Когда-то мысль, что она станет дирижером, не могла даже в голову прийти. Марина Николаевна называет это Божьим Промыслом. И да, она верит, что есть судьба и нас ведут тогда, когда нужно, туда, куда нам необходимо. Родилась в Гомеле. Окончила музыкальное училище по специальности "хоровое дирижирование", по той же специальности отучилась и в Академии музыки. И все было бы, как и предполагалось, — работа в хоре и с хором. Но поездка в поезде Каунас — Львов внесла коррективы. Они оказались судьбоносными. В нем она познакомилась с моряком, который ехал на Камчатку… Переписка, влюбленность, свадьба. Чтобы муж мог работать, переехали ближе к Черному морю — в Херсон. Но что же с ее карьерой? Одна из лучших студенток на курсе вдруг оказалась в среде, где никому не нужна. Она продолжает: — В итоге попала в Херсонский областной академический музыкально-драматический театр имени Н. Кулиша. Начала работать концертмейстером по балету. Уже спустя год предложили место дирижера. Всю ночь Марина Николаевна терзалась, стоит ли соглашаться на такую должность: "Я ведь ничего не знаю!" Хор и оркестр — две большие разницы. Главный итог раздумий к утру: "Я не знаю, но хочу узнать". — Однако чувствовала себя необразованной — эдакий синдром самозванца: вроде руками махать умеешь, но все же в оркестре очень много специфики. Мне кажется, что моя работа была малопрофессиональной. Но уже тогда знала главное — в меня попал заряд театра, про который раньше даже не думала, — подкидывает руки в воздух дирижер, эмоционально описывая становление. Правда, зарплата была никакой, перспективы вырисовывались смутные — она чувствовала, что не хватает образования в дирижировании, да и в семье начался разлад. Марина Третьякова развелась и повстречала в Херсоне свою любовь — актера Сергея Чекереса, которого вы можете увидеть на сцене театра имени М. Горького, и вернулась на родину, чтобы вновь поступить в Академию музыки, но уже на оперно-симфоническое дирижирование. Дисциплины при поступлении были чрезмерно серьезными. Профессия элитарная, штучная, непростая — тогда брали только одного человека на курс. Как понимаете, поступали лишь мужчины. Но… — Была до меня одна девушка, которая училась на дирижера. Правда, после выпуска растворилась: не знаю, где она. Как бы то ни было, на экзаменах ко мне присмотрелись и решили взять мужчину и меня — сразу двоих, — события 1999 года для Марины Третьяковой особые: сделала своей целеустремленностью практически невозможное. В глаза никто не говорил, но за спиной слышала: "Баба в дирижеры? Сгинет, пойдет в декрет". Она их понимала: — Преподаватели — рачительные хозяева, которые отдают отчет, сколько сил и средств будет вложено в штучного специалиста. Конечно, беспокоились за свои труды. Но надеюсь, оправдала. Сейчас в оркестре заметно больше появляется девушек. Однако еще ни одной дамы вот уже 20 лет не выпускалось с отделения оперно-симфонического дирижирования! — По себе скажу: когда училась во второй раз в Академии музыки, ушла в декрет лишь потому, что живот и махание руками были несовместимы. На работу вышла, когда сыну было три месяца. Кстати, сын Тихон пошел именно по стопам мамы — учится в гимназии-колледже при Академии музыки на хоровом отделении. Совсем недавно Марине Николаевне стукнул 51 год. Но по ее бодрости, веселью этого сказать нельзя. Юбочка выше колена, энергичность в каждом движении, на руках множество колец, которые снимает лишь тогда, когда стоит на голове во время занятий по йоге — для нее важно быть в форме, чувствовать себя легко. Ее идеал — хрупкая, тонкая, но крепкая. В общем, эта женщина не adagio — медленная и спокойная, она allegro — скорая. У Марины Третьяковой три работы — в театре, капелле и Академии музыки. Чтобы все успеть сделать качественно, детально планирует каждый день. Правда, если случается редкий выходной, то старается никуда не выходить из дома. Хотя раньше все было не так. — Ходила на концерты, с мужем танцевали на вечеринках до 5 утра! Теперь свою энергию берегу: даже музыку не слушаю в отпуске. Правда, думаю 7 марта все-таки пойти на концерт, а потом на вечеринку. Почему нет? А 8-го буду дома отдыхать. Праздник! — смеется она. Алина Касель |
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by