« Назад
ГЕРОИКА В ОПЕРЕТТЕ
Гостящий у нас Государственный театр музыкальной комедии Белорусской ССР показал музыкальную комедию украинского драматурга Г. Плоткина "Четверо с улицы Жанны", повествующею о героической борьбе одесских подпольщиков в дни фашистской оккупации. Постановщик спектакля – залуженный Деятель искусств УССР А. Барсегян развернул картину борющейся Одессы, в чем ему немало помог художник А. Морозов, создавший лаконичное, своеобразное декоративное оформление.
Спектакль поставлен на хорошем профессиональном уровне, смотрится легко, с интересом. Разумеется, этому, прежде всего, способствует игра многих актеров, и главным образом тех, кто исполняет роли подпольщиков.
Высоким мастерством перевоплощения блеснул залуженный артист Белоруски В. Фоменко. Половину спектакля он проводит, в целях конспирации, в образе предателя парикмахера Станислава, а другую – в качестве вожака подполья Андрея. И хотя артист не прибегает, ни к каким ухищрениям в гриме, меняя лишь одежду и манеры, зрители не всегда узнают его.
Его соратникам по подполью – Марии, Кате, Сергею – автор отвел меньше места. И дело не только в количестве реплик, а в действенности данных персонажей, в их доле участия в сюжете. А тут они являются лишь подручными Андрея. И хотя роли исполняют ведущие, мастера театра – заслуженная артистка БССР Н. Гайда, В. Мазур, К. Лосев, но даже им не всегда удается преодолеть схематичность образов. Эти актерские работы, несомненно, заслуживают хороших оценок, но они могли быть еще более высокими, если б в распоряжении исполнителей был лучший драматургический материал.
Особняком стоит образ их пятого друга – Геннадия. Конечно же, исполнитель В. Баженов нисколько не повинен в том, что предательство Геннадия оказалось недостаточно мотивированным, не вытекающим из всей предыстории образа. Однако В. Баженов успешно справляется с трудностями, поставленными на его пути автором.
В галерее образов борцов есть один очень важный – руководитель подполья секретарь райкома. Заслуженный артист БССР В. Шевкалюк сумел на очень скупом материале создать фигуру значительную и динамичную.
Лагерь врагов тоже представлен рядом персонажей, среди которых на первом плане гестаповка Эвелина (заслуженная артистка РСФСР Н. Ревинская) и Гофмайер (Ю. Харитонов). Актеров не в чем упрекнуть – они достаточно правдоподобны, это настоящие, а не опереточные враги, чего, к сожалению, не скажешь о тройке румынских солдат... Продажный городской голова Пынтя и его супруга в исполнении Ю. Лазовского и Р. Курлыковой – пара чисто опереточная, и это помогает беспощадному осмеянию остросатирических персонажей.
Танцы ставил киевский балетмейстер Б. Таиров вполне профессионально, и так же они исполнены молодежным балетом театра. Жаль только, что не все они достаточно прочно "привязаны" к драматургии и подчас смотрятся как вставной дивертисмент.
Есть некоторые режиссерские просчеты. В первую очередь – это чрезмерное увлечение пресловутым "одесским колоритом". Сцены одесского базара, знаменитого "привоза", заняли в спектакле большее, чем нужно, место. В желании "развлечь" зрителя допущен некоторый перегиб и в картине, действие которой происходит в ресторане белогвардейского певца Лещенко.
В целом же спектакль наших белорусских друзей хорошо воспринят дончанами.
В. ГРИГОРЬЕВ. Социалистический Донбасс. – 1975. – 7 июня.
|