« Назад
ВЛАДИМИР ЛИНКЕВИЧ
"Граф Данило, это вы?" – восторженно-удивленно воскликнул барон Зетта, увидев вошедшего в сад красивого, элегантно одетого молодого человека. "Да, это я!" – добродушно и чуть насмешливо ответил граф. И все члены посольства республики Монтевердо с облегчением вздохнули: граф Данило их выручит – спасет честь посольства, а заодно и всю их "великую маленькую родину"...
Образ графа Данило в оперетте Легара "Веселая вдова", согретый авторской симпатией драматурга и композитора, во всем противопоставляется миру фальшивых ценностей, которым привержены герои "Веселой вдовы". Чувство чести движет всеми его поступками, и это прекрасно читается в нашем спектакле. Он умен, благороден, чуточку насмешлив. Но сквозь улыбку временами проскальзывает горечь поразительного несовпадения внешнего блеска окружающих его людей с их внутренним убожеством и продажностью. Таким рисует образ Данило В. Линкевич на сцене нашего театра.
После окончания Свердловской и Новосибирской консерваторий Линкевич был приглашен в Кемеровский театр оперетты. Первая роль начинающего артиста – граф Орловский в "Летучей мыши". Тот спектакль поразил поклонников театра рядом неожиданностей, и самая главная неожиданность – "...князь Орловский – артист В.В. Линкевич, – писала кемеровская газета "Знамя шахтера". – Голос свободный, широкий, сильный, хорошо поставленный... А игра? Это слово даже как-то не подходит к такому настоящему князю. Княжеская осанка, княжеские манеры, великосветская сдержанность..."
Затем в его репертуаре появились романтический Джим из американской оперетты "Роз-Мари", Янко в "Вольном ветре" Дунаевского, моряк Павел Горновой в "Сердце балтийца" Блантера, артист Гайлорд в оперетте Керна "Цветок Миссисипи", партизан Армандо в "Королеве красоты" Новикова, Фредди в "Моей прекрасной леди" Лоу, великолепный герой Ринальдо из эпохи гарибальдийских войн в оперетте Модуньо "Черный дракон", моряк Франсуа в оперетте Сандлера "На рассвете" и целый ряд других овеянных романтикой образов. Среди персонажей наших современников в репертуаре Линкевича рабочие и моряки, студенты и летчики: рабочий Андрей в "Девушке с голубыми глазами" Мурадели, студент-практикант Антон в оперетте Портнова "Верка и алые паруса", летчик Лесовой ("Требуется героиня" Баснера).
Линкевич с удовольствием играет характерные роли, используя для них элементы внешнего перевоплощения – костюм, характерный грим, искусством которого он владеет великолепно, и интонационные приемы. Приятное воспоминание осталось у него от первой из таких ролей – Кота-рассказчика в детской оперетте "Кошкин дом". Нравились ему роль Сонной тетери в "Черном драконе", Красавчика в оперетте белорусского композитора Семеняко "Неделя вечной любви". Выразительно играет Пана в "Нестерке" Суруса. Или целая группа "кавказских" образов: Мераб в "Великолепной тройке" Цабадзе, Коте в "Хануме" Канчели, Алик и Ариф в опереттах Таджиева "Наши соседи" и "Кавказская племянница".
Автор этих строк впервые увидел Линкевича в роли Тассило в кальмановской "Марице", роли, таящей в себе опасность для исполнителя уйти во внешнюю красивость. И Линкевич в ней действительно красив и эффектен (как и во всех остальных своих ролях), но нет в его Тассило чванливого позёрства, этакого внутреннего "премьерского" самолюбования. Его герой умён, горд, демократичен, простодушен. Во всем его облике, манере держаться, говорить, действовать чувствуется большая внутренняя сила и благородство. В "Бабьем бунте" среди многих удачных актёрских работ есть интересная работа Линкевича – образ станичного гармониста, "первого парня на деревне" Николки, сыгранного артистом лирично и мягко. Тщательно скрываемые за бравадой и бузотёрскими выходками искренние чувства его героя к Насте великолепно раскрываются артистом в дуэте-исповеди с ней – лучшем лирическом эпизоде спектакля. В "Павлинке" Семеняко по пьесе классика белорусской литературы Я. Купалы Линкевич играет роль сельского учителя Якима Сороки. И если сравнить его работу с исполнением роли Якима на драматической сцене, то в этом заочном соревновании явно выигрывает Линкевич: его герой – не только чистосердечный просвещённый друг деревенской девушки, но еще и борец! Именно это хотел видеть в Якиме сам Я. Купала.
За 18 лет работы в оперетте Линкевич сыграл 55 ролей, 15 из них – на минской сцене. Роли в большинстве своем крупные, значительные, главные. И в каждой из них в той или иной степени отразилась значительность человеческой личности самого артиста.
На одной из театральных программок В. Линкевича есть такая надпись: "Милый Володя! Ты чудесный парень, очень способный артист, а главное, умеешь великолепно работать! Я желаю, чтобы твоя одаренность еще много-много раз доставляла радость зрителю и чтобы ты всегда оставался таким отличным человеком. Спасибо тебе за Коте. Твой Вл. Канделаки".
Георгий ВОЛЧОК. Тэатральны Мінск. – 1980. – № 4. – С. 36–37.
|