« Назад
МУЗЫ В НОВОМ ДОМЕ
После многолетних скитаний по разным сценическим площадкам Минска, наконец, обрел свой кров и дом Театр музыкальной комедии БССР.
Это новое современное здание (О. Ткачук, руководитель В. Тарновский) скромно именуется реконструкцией и возникло на фундаменте и незначительной части бывшего Дома культуры. Максимальная точка отхода от здания не дает и минимально необходимого расстояния для обзора архитектурно-скульптурного ансамбля фасада. Достаточной она оказывается лишь для восприятия монументальной скульптурной композиции, расположенной в верхней его части.
Композиция "Музы" (скульптор Л. Зильбер) состоит из пяти четырехметровых фигур, вынесенных на консолях и заключенных в раму, образованную верхней плоскостью и двумя пилонами портала. Пять Муз – Поэзия, Музыка, Живопись, сценография и Танец под началом главной Музы Драмы (она – смысловой и визуальный центр) – встречают зрителей. Цветовое решение, обилие атрибутов – драпировки занавеса, складки одежд, нотный стан – и другие декоративно трактованные детали активизируют общее декоративное начало.
Готическая острота и удлиненность основных объемов и ажур деталей создают ощущение возвышенности, парения, словно освобожденной от веса и раскрепощенной формы. Это ощущение обеспечивается и способом соединения всех элементов скульптуры между собой и с архитектурой за счет касания: плинт и замки заменены невидимыми металлическими каркасами.
Средствами декоративного искусства тема музыкального театра продолжается и в интерьере. В основе его декора – лепнина (автор Ю. Якубович). В центре фойе каждого этажа – колонны, украшенные рельефами: на фоне стилизованных музыкальных инструментов – органных труб, перехваченных деками скрипок, пронзенных стрелами флейт и кларнетов, – в ритмично расположенных пластах поселились персонажи классической и национальной оперетты. В декоре зрительного зала музыкальный мотив воплощен в рельефах с миниатюрными органами, размещенных по боковым стенам. Ритм их повторяют трубчатые стебли, увенчанные цветами, на портале сцены. Мотив цветка варьируется в форме, материале, цвете, композиции. Белые гипсовые соцветья рассыпаны то розетками на решетчатом потолке вестибюля, то клумбами, обрамляя заглубленные светильники в фойе, то гирляндами на ограждениях лож.
По контрасту к белым гипсовым, цветы светильников из гутного красочного стекла (автор – латвийский художник Ю. Идриксон) приобретают живость формы, воздух и свет, блестящую гладкую фактуру и цветовую насыщенность. В барах, пурпурно-красные, они будто вставлены в перевернутые канделябры, в фойе вырастают в причудливые зеленоватые сталактиты.
Апофеозом всего интерьера, выдержанного в просветленной мажорной тональности, становится занавес (авторы: заслуженный деятель искусств БССР А. Кищенко и А. Бельтюкова). Он оригинально решен как цельный гладкотканый гобелен (16,5х8,5), построенный на полифонии цвета, лапидарности композиции, эмоциональной наполненности и тематической широте сюжета. Здесь встретились мифологические театральные персонажи.
Л. ФИНКЕЛЬШТЕЙН. Декоративное искусство СССР. – 1981. – № 6. – С. 44.
|