« Назад
НЕ ЛЕГКИЙ ЖАНР – ОПЕРЕТТА
В театральных диалогах актер как бы узнается заново. Узнается как интересный, пытливый, серьезно думающий собеседник. Собеседник-художник! Такому собеседнику есть, что рассказать о себе и о своем искусстве.
В Гродно проходят гастроли Государственного театра музыкальной комедии БССР. Во время них состоялась беседа с заслуженной артисткой РСФСР Н.А. Ревинской.
По прежним гастролям, состоявшимся несколько лет подряд, гродненцы запомнили в ее исполнении чистый образ верной жены и любящей матери Софьи Михайловны в спектакле "Свадьба в Малиновке", Анжелу в "Поцелуе Чаниты", красавицу Илону в "Цыганской любви", темпераментную испанку Бенису в "Хироумной влюбленной".
Нынче гродненцы встретились с ее Амалией в "Летучей мыши", Марфой в "Бабьем бунте", Агатой в "Павлинке", Ангильдой в "Сильве", мисс Хиггинс в "Моей прекрасной леди".
Зрители также увидели Эвриклею из нового спектакля "Пенелопа" (История одной легенды) по пьесе В. Константинова и Б. Рацера. В основу ее событий положена поэма Гомера "Одиссея", сюжетом которой является возвращение домой, на остров Итаку, хитроумного Одиссея. Там его ждут верная жена Пенелопа и сын Телемак…
– Нина Антоновна, у Вас много поистине счастливых. неповторимых часов связано со сценой. Она была немой свидетельницей аплодисментов, видела слезы радости и тот упорный труд, который вкладывался в каждую из ролей. Скажите, а как возникла у Вас любовь к театру, сцене?
– В нашей семье все страстно любили театр, родную белорусскую песню. Помню, мы всей семьей, пока еще не зажигали свет, собирались и пели хором песни. Отец, учитель, руководил в школе драматическим кружком. Наблюдала и я за репетициями, а позже сама стала участвовать в спектаклях. Уже тогда у меня возникла любовь к театру, и навсегда фантастический, чарующий мир вошел в жизнь и настойчиво звал к себе.
Война забросила меня далеко от родной Белоруссии. Оказавшись в Самарканде, я пятнадцатилетней девчонкой начала играть небольшие роли в драматическом театре. Но это были только первые шаги. Меня всегда влекло жизнерадостное искусство оперетты, которое стало единственной мечтой. После окончания Ярославского музыкального училища на "отлично" за один год, вместо требуемых четырех лет обучения, меня пригласили работать в один из лучших театров музкомедии – Свердловский. Там сыграла Шуру Азарову в "Голубом гусаре", Тоню в "Белой акации", Ганну Главари в "Веселой вдове", Сильву в одноименной оперетте. Затем работа в Хабаровском, Волгоградском и, наконец, Минском театрах.
– Какие вехи сценической жизни этого периода Вы считаете особенно дорогими, памятными?
– Каждая из них по-своему мне близка и оставила след в памяти сердца, творческом и жизненном накоплении опыта. Памятен 1958 год в Хабаровском театре музкомедии, где я была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. Нельзя забыть и годы учебы в государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, где педагоги Н. Шпиллер, М. Максакова, А. Москаленко научили подходить и к "легкому жанру" с самых серьезных, по-настоящему высокохудожественных позиций.
И, наконец, исполнилась моя давняя мечта работать в родном городе, где прошло детство и юность. Здесь учительствовал отец, здесь погибла сестра – участница Минского подполья.
– За годы служения не легкому жанру – оперетте Вы создали около двухсот самых различных по характеру и жизненным характеристикам ролей. В одинаковой степени сочетая при этом как драматические, так и музыкальные способности. Наделили своих героинь обаянием, непринужденной раскованностью, искренностью и добротой. А в каких спектаклях Вы любите играть больше – классического или современного репертуара?
– Очень люблю играть в музыкальной драматургии авторов так называемой "неовенской" школы, олицетворяемой в первую очередь именами Легара и Кальмана. Услышав однажды музыку "Сильвы" и "Марицы", "Веселой вдовы", "Фиалки Монмартра", не поддаться ее гипнозу невозможно. Музыку можно любить больше или меньше, к ней можно относиться с предубеждением, но нельзя не попасть под власть этих чарующих мелодий и огневых ритмов.
Однако сложный процесс формирования личности актера оперетты и его духовный рост возможны лишь в связи с появлением советского репертуара. Например, играя в белорусских спектаклях, таких, как "Павлинка", "Нестерка", стараюсь придать своим образам народные черты. Но так, чтобы эта народность не вступала в противоречие с законами жанра, с тем, что диктует сама музыкальная драматургия.
– В чем, на Ваш взгляд, главная трудность жанра оперетты и как устанавливается на спектакле контакт со зрительным залом?
– Нелегкая задача раскрыть образ. И вот думаешь, как к нему подойти, с чего начать, да и самой как понять его по-настоящему. И нельзя пропустить ни одного дня работы над ролью. Ничего в жизни легко не дается. Я понимаю, что мне, актрисе всегда нужно быть самостоятельно мыслящей.
Одна из главных и труднейших задач нашего жанра – максимально уничтожить разрыв между поющим актером и играющим. Уметь органически соединять танец, вокал и текст.
А контакт со зрительным залом на спектакле устанавливает его темпоритм. Он в свою очередь концентрируется, кристаллизуется в музыкальных и танцевальных номерах. Ведь искусство оперетты – это синтез творческих усилий многих людей, разных индивидуальностей.
– Если помните, известный актер Леонидов как-то сказал, что работа актера – это его отдых, а отдых – это его работа. Как Вы относитесь к этому выражению и чему отдаете предпочтение в свободное время?
– Мне хочется на это вопрос ответить словами из стихотворения Н. Заболоцкого: "Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!"
Ведь каждая роль становится частью себя самой. Работаешь – и постепенно все глубже, явственнее ощущаешь в себе того человека, чью жизнь тебе предстоит прожить на сцене. Думаешь его мыслями, живешь его чувствами и в то же время отдаешь ему и свое собственное отношение к миру, к людям.
О свободном времени актеру чаще только мечтать приходится. Однако, когда есть такая возможность, люблю бывать на природе, интересуюсь новинками литературы и музыки, люблю заниматься фотографией, рада встречам с людьми самых разных профессий. Любовь к жизни, людям помогает лучше понять своих героинь, не оставаться равнодушной к жизни и труду зрителей.
Беседовала Л. БЕСПРОЗВАННАЯ. Гродненская правда. – 1982. – 31 июля.
|