« Назад
ЭТОТ "НЕОПРЕДЕЛИМЫЙ" ТАЛАНТ
Недаром говорят, будто музы сами выбирают себя служителей. Ведь если очень просто представить, как весь класс Н-ской школы после ее окончания решил отправиться на Комсомольскую стройку или остаться работать в колхозе, то вообразить, что пусть даже не класс, а небольшая его часть дружно решила податься в поэты или живописцы, просто невозможно.
Но все же есть в сфере искусства, в частности мы будем говорить о музыке, массовые профессии, которыми при определенных условиях и усилиях может овладеть большая группа людей со средними способностями. Это, например, инструменталисты. Есть же и уникальные, а самая редкая и ценная из них – дирижер.
Сами дирижеры о своем искусстве говорят немало. Это вызвано не тщеславием, а необходимостью еще и еще раз объяснять особенности своей профессии. Ведь что ни говори, а для большинства дирижер – это человек, который выполняет не совсем понятную механическую работу: стоит, мол, за пультом и без устали машет и машет руками. И внешне это, действительно, так. Причем физически работа эта очень тяжелая. Врачи утверждают, что за 2-часовой концерт дирижер расходует столько же энергии, сколько шахтер за 7-часовую смену. Есть и еще один момент в деятельности дирижера, который всем очевиден: дирижер с помощью жестов добивается одновременного звучания оркестра и исполнителей (солистов, хора), показывает, где надо играть "форте" или "пиано", и на этом вроде бы его функции и кончаются. На самом деле все гораздо сложнее.
Вот что, например, говорит о задачах дирижера один из ведущих советских специалистов в этой области, музыкант с мировым именем, народный артист СССР, лауреат государственных премий, главный дирижер театра оперы и балета им. Кирова в Ленинграде Юрий Темирканов: "Во-первых, человек с дирижерской палочкой должен быть личностью. Во-вторых, – исследователем, главная цель которого от конечного – партитуры композитора, – прийти к начальному: что хотел выразить автор". То есть задача дирижера состоит в том, чтобы за простыми музыкальными терминами, этими самыми "форте" и "пиано", разыскать их смысл, дать им наиболее верное истолкование, воссоздать подлинный дух произведений, а только потом с помощью жестов рук и мимики лица сообщить его музыкантам, а через них– слушателям.
Для Юрия Симонова – народного артиста СССР, лауреата Государственных премий, главного дирижера Большого театра Союза ССР – синонимами слова "дирижер" являются такие, как трибун, оратор, увлеченный пропагандист, интерпретатор.
Теперь, я думаю, становится понятным, почему появление на музыкальном небосклоне каждого нового молодого и талантливого дирижера – настоящий праздник и для музыкантов, и для слушателей.
...На улице был холодный, ветреный мартовский вечер, а в ярко освещенном концертном зале средней специальной музыкальной школы при Белгосконсерватории царила на редкость теплая и приподнятая атмосфера. Телевизионные операторы настраивали камеры, осветители устанавливали прожекторы, на лицах присутствующих играли улыбки, зато лицо директора школы В.А. Реянта было, наоборот, напряженным, и он нервно то входил, то выходил из зала. Сам воздух, казалось, был наэлектризован ожиданием чего-то необыкновенного, хотя, если глянуть со стороны, событие было вполне рядовое: отчетный концерт симфонического оркестра школы. Но вот юные музыканты заполнили свои места в оркестре. Минутой позже легкой и стремительной походкой вышел невысокий и стройный молодой человек в традиционном черном фраке и занял место за дирижерским пультом. Прошло еще несколько мгновений, и в зале воцарилась тишина. Руки дирижера взметнулись вверх, и... в зал мощным потоком понеслись призывные и ликующие звуки фанфар, зазвучала радостная увертюра И. Дунаевского из музыки к кинофильму "Дети капитана Гранта". А потом ее сменил нежный, полный поэзии "Славянский танец" А. Дворжака. Особенно захватило слушателей проникновенное исполнение удивительно глубокого, наполненного философским раздумьем "Адажио" Т. Альбинони и напряженной эмоционально-взволнованной "Хиросимы" Е. Глебова. Каждый номер концерта публика встречала бурными аплодисментами, но когда прозвучал финал Второго фортепианного концерта К. Сен-Санса, где солировал отличный пианист, лауреат республиканского конкурса, десятиклассник Андрей Сикорский, зал взорвался овациями. Еще два произведения оркестр исполнил на "бис".
Честно говоря, меня просто поразила высокопрофессиональная и музыкально зрелая игра оркестра. И если бы перед моими глазами не сидели дети и я не знала, что оркестр существует чуть более года, то никогда бы не поверила, услышав этот концерт в записи, что такое возможно. Ведь каждый музыкант хорошо знает, сколько времени, силы, умения надо приложить для того, чтобы создать оркестр и добиться высокого класса исполнения. Только после этого концерта можно смело утверждать, что в белорусской музыкальной культуре появился способный и очень перспективный дирижер – Александр Сосновский.
После концерта буквально через несколько дней оркестр ССМШ вместе со своим дирижером принял участие в III республиканском конкурсе оркестровых и хоровых коллективов средних специальных учебных заведений искусств. И для меня не было уже неожиданностью, что этот коллектив был признан бесспорным лауреатом и награжден Дипломом I степени, а кроме того назван специалистами "открытием" конкурса.
Александру Сосновскому 28 лет. Он родился и вырос в Могилеве. Высшее музыкальное образование получал в двух консерваториях: стартовал в минской, а финишировал в ленинградской, в классе оперно-симфонического дирижирования у Ю.X. Темирканова. Еще до окончания консерватории получил приглашение работать в театре музыкальной комедии БССР и начал создавать симфонический оркестр в школе.
В его творческой биографии особо выдающихся событий пока еще нет. Титулами не обременен, в международных конкурсах не участвовал, триумфальных заграничных гастролей не имел. Тем не менее участив в III Всесоюзном фестивале творческой молодежи музыкальных театров, что проходил в Минске весной 1982 года, где Саша отлично продирижировал ряд спектаклей театра оперетты, он привлек внимание специалистов и получил немало заманчивых предложений занять место дирижера ведущих театров этого жанра, но отказался.
О себе Саша говорит неохотно, но зато о музыке, и особенно о своих учителях – с большой увлеченностью.
– Я вообще считаю, что мне в жизни очень повезло. То, что мой удел – музыка, стало ясно очень рано. Маме объяснили это, когда я ходил еще в детский сад. А то, что мое призвание – дирижирование, я окончательно понял, когда судьба свела меня с Леонидом Леонидовичем Ивановым. Мало того, что он сам прекрасный музыкант – его оркестр народных инструментов в Могилеве, да и вообще в республике уже давно является лидером в этом жанре – он еще и талантливейший педагог, из класса которого вышло немало интересных музыкантов. Он умеет и увидеть в ученике его возможности, и предельно их раскрыть.
Когда жизненные дороги привели меня в Ленинград, а я об этом мечтал еще с юности, то моим первым учителем стал профессор Эдуард Петрович Грикуров, в прошлом один из ведущих советских дирижеров. Потом меня взял в свой класс Юрий Хатуевич Темирканов.
Для меня этот человек всегда был и, наверное, останется на всю жизнь идеалом дирижера. Личность это уникальная, с необыкновенным диапазоном знаний, оригинальностью мышления и железной творческой волей.
Творческий багаж молодого дирижера Александра Сосновского уже сейчас, на мой взгляд, достаточно велик. В нем есть балеты и оперы – в оперной студии Ленинградской консерватории, которая по сути является третьим оперным театром города, он дирижировал "Евгением Онегиным" Чайковского, "Фаустом" Гуно, "Свадьбой Фигаро" Моцарта, "Русалкой" Даргомыжского и рядом других спектаклей; – симфонические полотна Моцарта, Брукнера, Рахманинова и многих других классических и современных композиторов; в театре оперетты он ведет такие спектакли, как "Летучая мышь" И. Штрауса и "Веселая вдова" Ф. Легара, "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу, работает вместе с молодым режиссером А. Бутвиловским над постановкой "Фраскиты" Легара. А все-таки его основной привязанностью остается симфонический оркестр. С ним он готовится к большому концерту, который состоится в конце мая в зале Белгосфилармонии.
Н. ПЕРВЯКОВА. Знамя юности. – 1984. – 18 мая.
|