« Назад
"КАК РАССУЖДАЛ ШУЛЬЦ…"
Плюсы и минусы классической оперетты на сцене Минского театра музкомедии
Своеобразное восприятие классической оперетты обусловлено особенностями самого жанра – нелепого, странного, но прелестного.
В самом деле, как можем мы, рациональные и всезнающие люди конца XX века, совершенно всерьез сочувствовать перипетиям "драматических" судеб графа N и герцогини X, преодолевающих наивные и традиционные, с нашей точки зрения, преграды на пути своей пламенной, необыкновенной любви? Тем более заранее зная, что преграды эти в любом случае будут преодолены, что свяжутся в единое целое сложные сюжетные линии и что все так или иначе закончится радостным музыкальным финалом...
Все это так. Но по необъяснимым причинам число поклонников милой дамы неопределенного возраста по имени "оперетта" не убывает, и по всем показателям именно классические опереточные постановки являются самыми "кассовыми" во всех музыкальных театрах страны.
Поэтому от сложностей зрительской психологии перейдем в область практики.
Государственный театр музыкальной комедии Белорусской ССР привез на гастроли в Сочи четыре классические оперетты – "Летучую мышь" и "Ночь в Венеции" И. Штрауса, "Веселую вдову" и "Фраскиту" Легара.
"Летучая мышь" и "Веселая вдова" – это "классика в классике" оперетты. В них зрительский успех обеспечен не только лучезарной неповторимостью музыки, но и удачными либретто. Это еще раз доказали спектакли Белорусского музыкального театра. Они проходили в постоянном контакте с залом, что и является основным показателем успеха.
К сожалению, режиссерское и сценографическое решение обоих спектаклей оставляют желать лучшего. Тем большая нагрузка ложится на артистов. Это серьезный экзамен для актерской искренности и темперамента. Мгновенны броски от драматического напряжения, романтической приподнятости – к веселью до уровня буффонады. Красота в самом прямом ее смысле: красивые молодые герои, прекрасные мелодии, исполняемые по всей вокальной форме, красочные костюмы, изящный танец – такова классическая оперетта в лучших ее образцах.
Отличные вокальные данные исполнителей главных ролей – заслуженной артистки БССР Виктории Мазур (Розалинда и Ганна Главари), Григория Харика и Петра Ридигера (граф Данило и Фальк), актерское и вокальное мастерство остальных исполнителей, профессиональная работа балета и хора в первую очередь обеспечивают успех этих спектаклей.
Знаменитая "сцена вранья" из "Летучей мыши", фраза из которой и дала название этой статье, неизменно вызывает смех и аплодисменты зрительного зала.
А как много таких милых нелепых ситуаций возникает в условном и трогательном мире классической оперетты! В правдивость и жизненность этих ситуаций нужно просто поверить и переживать их вместе с героями, потому что если отбросить некоторые алогизмы и несуразности, все в этом мире на своих местах: благородство побеждает вероломство, правда – ложь, искренность –фальшь. И еще – в этом мире звучит прекрасная музыка Штрауса, Кальмана, Легара, Оффенбаха.
Музыка покоряет. Особенно, если слаженно и профессионально играет оркестр, хорошо звучат голоса певцов. Все это у минского театра есть. Но есть и над чем работать. Не все спектакли проходят одинаково хорошо. Чувствуется разница в составах исполнителей.
Зрители – а они у нас очень благодарные – зачастую относятся к артисту и зрелищу в целом более снисходительно, чем должен относиться к своему творчеству сам актер или театр.
Спектакль "Фраскита" у минчан премьерный. Новая классическая постановка вызывает, как правило, более требовательное зрительское восприятие. А здесь ощущается несоответствие между современным либретто и стандартным режиссерским решением. В целом, впрочем, это спектакль зрелищный, яркий, в нем есть хорошие актерские работы Н. Белоусовой, З. Вержбицкой, С. Яковец, А. Кузьменкова, Г. Козлова и... музыка Легара.
Но самая зрелищная из классических постановок минчан, безусловно, "Ночь в Венеции" Штрауса. Вот где классическая оперетта вступает в свои права с полной силой. На сцене и в зрительном зале – карнавал, с масками, с переодеваниями и всяческими фантасмагориями. Экзотические танцы, красочные костюмы и декорации, забавные недоразумения, романтическая атмосфера венецианской ночи – все это присутствует в спектакле. Солисты, балет и хор, оформление и режиссура – единое целое, создающее эту атмосферу, что по достоинству оценивает зрительный зал.
Минчане заставили нас еще раз задуматься о том, что же составляет основу хорошей классической оперетты. И мы пришли к выводу: счастливое сочетание всех компонентов – музыки, либретто, режиссуры, сценографии, актерской игры. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов наносит урон спектаклю. И хоть такое сочетание бывает нечасто, но хорошо, что все-таки бывает.
И еще – для восприятия этих спектаклей совершенно необходимо оперетту любить и верить в то, как рассуждал Шульц. Тогда классическая опереточная постановка станет праздником веселья, добра и красоты.
В. МАЛЯВСКАЯ. Черноморская здравница (Сочи). – 1984. – 2 сент. – С. 4.
|