« Назад
НА СВЕТ ДАЛЕКОЙ ЗВЕЗДЫ
Время строго спрашивает с каждого из нас. Но оно вдвойне предъявляет счет тому, кто идет впереди него, кому предначертано быть выразителем его идеалов. Будто незримая рука из далекого прошлого и сейчас прикасается к этой записке: "Константин Иванович Лосев принят в Московскую государственную консерваторию". И подпись: "Народный артист СССР А.В. Свешников".
Удивительно складывается порой жизнь. На Украину, в не очень-то избалованный знаменитостями город Винницу, приехал прославленный музыкант. Прослушал одного из солистов школьного хора, пришел в восторг и написал эту записку. Но для паренька она была словно свет далекой звезды, в реальность существования которой было трудно поверить. Выпускные экзамены, долгие раздумья, споры с друзьями, родителями – и в конечном итоге документы поданы в мединститут. Но, видимо, запал в душу московскому профессору этот солист из Винницы. Телеграмма из Москвы была зовом в будущее. В нем, этом будущем, сойдется множество дорог, но по каждой из них Константин Лосев будет идти навстречу тому свету далекой звезды.
Она покажется рядом, совсем близко, но, как мечта, вновь и вновь отдаляясь, будет всегда манить к новым вершинам. Не одна из них покорится актеру. Но природа творчества такова, что оно, даря минуты радости, тотчас требует их на алтарь искусства, любое из открытий которого рождается в мучительном поиске.
За годы своей работы в театре заслуженный артист БССР Константин Лосев сыграл десятки самых разных ролей. Начинал он как оперный певец. Но уже в том своем первом творческом коллективе – в Горьковском театре оперы и балета – понял, что его сердце отдано другому жанру. Он сделает выбор и не пожалеет об этом. Ведь легкие крылья жанра оперетты требуют настоящей окрыленности.
Сегодня трудно припомнить, какие из главных ролей в популярных опереттах не исполнял Константин Лосев. Главными они были не только по сюжетной канве, но и по силе духовного напряжения, которое концентрировал в себе его герой. Сказывалась настоящая школа вокального искусства Московской консерватории? Безусловно. Музыкальная культура? Да. Легкость, с которой он осваивал любые движения, замысловатые танцы? А как же! В оперетте без этого не обойтись. Но актерская наука состоит и из более глубоких тайн – постижения души человека, умения уловить ее движения, соотнести все это с биением своего собственного сердца.
У Константина Ивановича счастливая судьба. Счастливая прежде всего потому, что мысли, творческие дела и стремления продолжаются в деяниях его героев, воплощаются в их поступках и делах.
Бескомпромиссность, надежность, какая-то человеческая основательность – эти человеческие качества так или иначе нашли преломление в тех ролях, которые он исполняет. Среди наиболее дорогих ему он называет Джерри из "Четвертого позвонка" Р. Гаджиева, Тассило в "Марице" И. Кальмана. И, конечно же, Нестерку в одноименной оперетте Г. Суруса.
В Москве на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов посетители белорусского павильона плотным кольцом окружали его хозяина – Нестерку. А тот с доброй подкупающей улыбкой, со всею щедростью своего сердца дарил людям радость встречи с национальным литературным героем Беларуси, а значит, и с ней самой. Перед поездкой в Москву Константин Иванович прочитал множество белорусских пословиц, присказок, прибауток, выучил их и некоторые монологи на нескольких языках. Тот праздник, который подарила ему уже сама возможность этой поездки, он переплавил в будни, наполненные трудом, поиском, стремлением к совершенству своего актерского мастерства.
Это только на первый взгляд кажется, что жанр оперетты стоит в стороне от дорог, овеянных ветрами истории. Они вторгаются во многие спектакли и вольным ветром наполняют паруса корабля, на котором борются и побеждают ее герои. И, наверное, чувствуя на себе и их взгляд, актер не может солгать самому себе, отступить от того, что свято и для них. Быть всегда первым там, где трудно, – это не просто слова, это жизненная необходимость для Константина Лосева.
Минувшим летом труппа Белорусского театра музыкальной комедии, в котором он работает со дня его основания, находилась на гастролях в Киеве. В списках участников концерта в Чернобыле его фамилии не было – по плану он должен был играть в спектакле. Константин Иванович со всею страстностью убеждал дирекцию театра, что именно он, коммунист, несмотря на состояние здоровья, должен ехать. И по дороге, раздумывая, как они там, в Чернобыле, где все несет на себе отпечаток свершившейся трагедии, будут смеяться, шутить, танцевать, давал себе ясный отчет в том, что именно песня и чувство юмора приходили ему на помощь в самые тяжелые минуты. Именно они были той волшебной палочкой-выручалочкой, которая заставляет просветленными глазами взглянуть на окружающий мир.
– Туда, где юмор, я иду без спроса и приглашений, – говорит Константин Иванович.– По-моему, ни один "капустник" ни у моих друзей, ни в коллективах, где я работал, не обошелся без меня. Даже партию Жизели на одном из таких вечеров исполнял.
Юмор – добрый попутчик актера. Но на прочность судьба проверяла его далеко не всегда шуткой. И выдерживая удары судьбы, он всегда оставался оптимистом, находил в себе силы и на сцене, и в жизни утверждать все лучшее. Молодость уступает дорогу зрелости и мудрости. И с приходом этой мудрости открываются новые страницы, пополняются новым смыслом и со держанием даже те спектакли, которые, кажется, изучил досконально. И порученная новая острохарактерная роль приобретает неожиданные краски.
От тех первых оперетт в его творческой судьбе – "Нищий студент", "Цыганский барон", "Бокаччо" – до сегодняшних – "Вольный ветер", "Ночь в Венеции", "Моя прекрасная леди" или "Миллионерша", в которой сейчас Константин Иванович репетирует роль адвоката, – дистанция в годы, опыт которых ничем не заменить. И если когда-то в его ролях подкупали обаяние молодости, присущие ей одержимость и максимализм, то сейчас они уступили место другому, но не менее важному – умудренности, последовательности в утверждении своих принципов, умению реализовать свои человеческие знания. Этим можно объяснить его непрестанный творческий поиск – подготовку программ по произведениям белорусских композиторов А. Богатырева, Е. Глебова, Д. Смольского, Г. Суруса.
Как искренни были порывы души, как много хотелось вместить в те роли, которые довелось играть, сколько затрачено сил... Сейчас это духовный багаж, который не перевести на язык цифр, не измерить ими. Свет звезды, на который всегда идет Константин Иванович, – это и те сотни и сотни зрительских сердец, исполненные благодарности за подаренные им минуты радости.
А. СТУЛОВА. Вечерний Минск. – 1986. – 22 окт.
|