« Назад В Минске прошла белорусская премьера спектакля уральских авторов Храни меня, любимая До Минска музыкальная притча "Храни меня, любимая" ставилась лишь в Екатеринбурге. На сцене Свердловского государственного театра музыкальной комедии спектакль идет с 2005 года. Чтобы адаптировать уральскую версию для белорусского зрителя, в Белорусский государственный музыкальный театр специально приехали ее авторы — известный композитор Александр Пантыкин и поэт Константин Рубинский. Главные герои спектакля — четверо братьев-музыкантов, которые с сотнями других ребят, их ровесниками, оказались на фронте уже в первые дни Великой Отечественной. Многие из них так и остались вечно юными, та страшная война никого не пощадила... Режиссер Белорусского государственного музыкального театра Валерия Чигилейчик обращает внимание: музыкальная притча "Храни меня, любимая" — это дань памяти прошлым поколениям, которые ценой собственных жизней отстояли право на мирную жизнь. — В нашей постановке война пахнет не порохом, а земляникой, и мальчишки идут в бой с гитарой наперевес. И как на любой войне, здесь есть место всему: жизни и смерти, любви и ненависти, юности и мудрости. Но лишь во сне эти ребята могут вернуться к мирной жизни, увидеться с мамой и шепнуть ей на прощание: "Храни меня, любимая". Композиция нашего спектакля отличается от единственного существующего аналога Свердловского театра. Сценическое оформление у нас более драматическое, наполненное образами, символами. Мы обдумали и прожили свою историю. По словам автора либретто Константина Рубинского, новый спектакль — это не только ода гуманизму (жизнь человека — самая великая ценность), но еще и попытка диалога старшего поколения с молодежью. — Режиссер-постановщик Валерия Чигилейчик попросила дописать новую линию с двумя стариками — повзрослевшими сынами полка, Иваном и Венедиктом, которые в 1993 году, спустя почти полвека после окончания войны, снова проживают эту историю… Получился спектакль на все возрасты, который будет интересен и детям, и их родителям, — уверен поэт. Музыку к "Храни меня, любимая" известный уральский композитор, рок-музыкант и лидер группы "Урфин Джюс" Александр Пантыкин написал почти 20 лет назад специально для премьерной новинки на сцене Свердловской музкомедии. Александр Александрович вспоминает: — В начале 2000‑х меня пригласил к себе главный режиссер театра Кирилл Стрежнев и дал задание сочинить спектакль о войне. Вместе с Константином Рубинским мы придумали историю о четырех сыновьях одной матери, которые уходят на войну. Скрасить военные будни им помогают музыкальные инструменты: у Алеши — гитара, у Павлика — гармошка, у Дани — труба, у Ромы — скрипка. Да еще и командир взвода у них — знакомый по мирной жизни учитель танцев Виктор. Получилась абсолютно самостоятельная и оригинальная история. Приехав на репетиции в Беларусь, Пантыкин и Рубинский с удивлением узнали, что у главной героини их музыкальной притчи есть реальный прототип — жительница Жодино Анастасия Куприянова, мать пятерых сыновей, погибших в годы Великой Отечественной войны за свободу Родины. Александр Пантыкин не скрывает: — Для нас этот факт стал абсолютно неожиданным! Ведь мы создавали авторскую историю, и вдруг нам рассказали, что так было на самом деле. Получается, мы угадали сюжет жизни! В тот момент именно здесь, в Минске, поняли правильность наших намерений и их актуальность. Константин Рубинский, в свою очередь, убежден: никто, кроме белорусского зрителя, не сможет так понять и прочувствовать этот сюжет. — Великая Отечественная оставила глубокий след на сердце Беларуси. Ни одна другая страна не переживала эту войну так сложно, болезненно... Специально для Минска мы написали версию с обновленными музыкой и либретто. Поэтому для нас с Александром это тоже премьерная и во многом неожиданная постановка. У народной артистки Беларуси Маргариты Александрович в "Храни меня, любимая" небольшая, но важная роль — Эльвиры, супруги того самого учителя танцев (а чуть позже — командира взвода) Виктора. — И мне кажется, именно слова Эльвиры "Цените то, что имеете" могли бы стать эпиграфом ко всему спектаклю. Мы не выбираем, а часто и не ценим семью, страну, Родину. Воспринимаем их как данность. А ведь это, по сути, самое главное, что есть у человека. Наш спектакль — еще и о том, как война, эта всеобщая трагедия, на самом деле меняет людей, — добавляет Маргарита Александрович. В адрес белорусских артистов и музыкантов от Александра Пантыкина — только слова благодарности: — Как композитор, отдельно хочу отметить великолепную работу дирижера Николая Макаревича. Все, что касается музыкальной части спектакля, получилось близким тому, что мне хотелось услышать. Этой постановкой театр совершил маленький подвиг, показав и доказав, что живет в такт со временем. Юлиана Леонович |
тел.: (017) 275-81-26
220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44
Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by