« Назад
"ИДТИ ЗА ВАМИ..."
Шла обычная репетиция. Оркестр Белгостелерадио готовился к записи музыки из оперетт. Что-то не ладилось. Дирижер, раздраженный ошибками в нотах, то и дело вскакивал со своего места, подбегал к оркестрантам сверить нотный текст:
– Все! Чтоб я еще с опереттой связался!
Нервничали оркестранты.
Но вот появилась Наталья Гайда. И свершилось чудо. Улетучилась куда-то нервозность, все вдруг встало на свои места, повинуясь метким и корректным замечаниям певицы. И вот уже дирижер, решительно закрыв злополучные ноты, сказал, обращаясь к Гайде:
– Я буду "идти" за вами.
...Звучала прелестная музыка Легара, оживленная чарующим голосом певицы. Она словно проживала эту музыку, дышала ею. И когда отзвучали последние аккорды, восхищенные оркестранты устроили Наталье Викторовне овацию.
Певица. Актриса... Что значат эти слова без еще одного понятия – Личность? По отношению к Наталье Гайде они не только неотделимы друг от друга, но и писать их можно смело с заглавной буквы – всем своим творчеством она это заслужила. Певица – замечательная, ей удалось удивительным образом сохранить блестящую вокальную форму, и голос ее по-прежнему свеж и молод. Актриса – незаурядная, в этом давно убедились и зрители, и ее партнеры по сцене, и режиссеры. Личность – яркая, неповторимая, не зря ведь с именем Н. Гайды связана целая эпоха в истории белорусского театра оперетты.
Начинала она в Свердловске – городе с богатыми театральными традициями. Здесь Н. Гайда поступила в консерваторию и почти сразу же была замечена известным режиссером Курочкиным. Ее пригласили в Свердловский театр оперетты. Но это заманчивое предложение принято не было: симпатизируя оперетте, Наталья Гайда отдавала предпочтение все-таки опере. А вскоре состоялся ее дебют на оперной сцене, – она спела Бианку из "Укрощения строптивой" Шебалина. Дебют студентки-четверокурсницы был настолько удачным, что спустя немного времени ей предложили новую роль – Мюзетты в "Богеме" Д. Пуччини. И снова – успех.
В 1966 году театр выехал с этим спектаклем в Москву, где "Богема" прозвучала со сцены Кремлевского Дворца съездов. А после спектакля к ней в гримерную зашел сам И.С. Козловский и, поцеловав руку, воскликнул:
– Вы – шампанское!
Восхищение знаменитого тенора юной певицей явилось добрым знаком и ко многому обязывало.
Вскоре с мужем, молодым оперным певцом Ю. Бастриковым, она переезжает в Минск, где оба начинают работать в ГАБТе БССР. Их приезд почти совпал по времени с открытием театра музыкальной комедии. И тогда Наталья Гайда принимает решение, раз и навсегда определившее всю ее дальнейшую судьбу. Она выбирает театр оперетты. Именно ей суждено было прославить этот молодой театр, своим вдохновенным искусством помочь ему найти свое "я". В хороших спектаклях она по-настоящему блистает, плохие так или иначе "вытягивает". Ей признательны и многие коллеги-актеры, для которых совместная с ней работа стала настоящей школой мастерства. Рискну предположить, что развитие жанра музыкальной комедии в творчестве белорусских композиторов, пусть и в малой степени, но тоже связано с именем Н. Гайды. Например, Ю. Семеняко не скрывал, что свою "Павлинку" он создавал специально "на Гайду", А Е. Глебов, автор "Миллионерши", среди всех исполнительниц главной роли в своей музыкальной комедии отдает предпочтение именно Н. Гайде.
Сколько ролей сыграла-спела она за 19 лет работы в театре! И в любой роли, даже если она не главенствует как героиня, Наталья Гайда всегда искренна и естественна. И это особенно ценят зрители. Но не все знают, что спектакль, который, как думается ей, мог бы стать самой высокой вершиной в ее актерской судьбе, так и не появился в репертуарной афише театра. Он должен был называться "Семейная идиллия" и был рассчитан на двух актеров – Н. Гайду и Г. Харика. Ставил его в начале 80-х один из самых крупных советских театральных режиссеров Р. Виктюк. Но в те непростые годы работа над почти готовым спектаклем была приостановлена по не зависящим от театра причинам, и режиссер уехал из Минска.
Г. Харик считает, что так, как в "Семейной идиллии", Н. Гайда не играла ни в одном спектакле, остается только предполагать, каким бы он мог получиться...
Сегодня, когда актриса оказалась в вынужденном творческом простое, она ждет лучшей, звездной своей роли. А вместе с ней ждут и многочисленные поклонники ее таланта.
Не знаю, что бы ответила сама Н. Гайда на вопрос, что любит она больше всего. Но, по-моему, больше всего она любит удивлять.
Сколько раз бывала я на спектакле "Сильва", но совершенно точно могу сказать, что никогда Наталья Викторовна себя не повторяет. Ее Сильва – все время разная. Н. Гайда постоянно находит какие-то новые нюансы в характере своей героини и всегда своеобразно, как может только она, обновляет эту роль. Впрочем, не только роль. Однажды очередной спектакль "Сильва" совпал с ее юбилеем. Как всегда, она играла вдохновенно и талантливо. А надо сказать, что по ходу действия Сильва, как ей и полагается, весьма часто меняет свои изысканные туалеты, приводя публику в неописуемый восторг. Актеры же, занятые в "Сильве", прекрасно знают все наряды героини. Спектакль подходил к концу. Все ждали выхода Сильвы в последней сцене. И она появилась – в новом, изумительной красоты платье: все оно было расшито золотом, и Сильва-Гайда ослепительно блистала в нем под лучами софитов. И пока в зале звучали аплодисменты, вызванные появлением Сильвы, на сцене имело место нечто, похожее на легкое замешательство. Актеры были в изумлении, а Сильва, между тем, как ни в чем не бывало непринужденно беседовала со своим слегка оторопевшим от неожиданности партнером по сцене.
После спектакля один из актеров подошел к Н. Гайде и сказал:
– Ну, Наталья Викторовна, вы нас всех сегодня просто ошеломили! Так держать!
Вот и я тоже говорю от лица всех ее поклонников:
– Мы вас любим. Так держать!
P.S. 21 декабря театр музыкальной комедии приглашает любителей оперетты на спектакль "Сильва", которым народная артистка БССР Н. Гайда отметит 25-летие своей творческой деятельности.
Ольга БРИЛОН. Знамя юности. – 1989. – 10 дек.
|