« Назад МЕЖДУ ПРАЗДНИКАМИ – БУДНИ,
или Размышления о проблемах театра оперетты Государственный театр музыкальной комедии БССР работает двадцатый сезон. Я знаю его с первых дней, помню многие спектакли. Безусловно, путь коллектива заслуживает пристального внимания, творческого осмысления его поисков, удач и разочарований. В мою задачу не входит сейчас обращение к истории театра. Мне представляется нужным разговор о дне сегодняшнем, о тех проблемах, которые стоят перед коллективом, о трудностях, с которыми здесь сталкиваются постоянно, и о надеждах. В жизни театра всегда соседствуют будни и праздники. Естественно, последних значительно меньше. Но когда они все же бывают, то становятся праздниками не только для труппы, но и для зрителей, которые любят театр, следят за его жизнью… Один из таких праздников нынешнего сезона – спектакль "Принцесса цирка". Оперетты Имре Кальмана в разное время занимали почетное место в репертуаре театра ("Фиалка Монмартра", "Баядера", "Марица", "Сильва", которая и сегодня представлена на его афише). И вот – "Принцесса цирка". Поставил ее народный артист БССР Семен Штейн. Он – режиссер оперный, однако к жанру оперетты, музыкальной комедии, мюзикла обращался неоднократно, на разных сценах страны (в том числе и в нашем Театре музыкальной комедии) им осуществлено около тридцати постановок. В наше время нередко постановщики классических спектаклей пытаются искать так называемые современные средства (и не только в опереттах, но и на оперной сцене). С. Штейн, современно мыслящий художник, подходит к работе над классической опереттой с позиций жанра, считая, что "осовременивание" приходит в явное противоречие с музыкой, пьесой, стилем произведения. Этот его принцип блестяще воплощен в "Принцессе цирка". Спектакль решен в лучших традициях классики, однако не стандартно. Режиссер на первое место поставил конфликт мира циркачей, отвергнутых обществом, и мира аристократов. Этот конфликт заложен уже в самом названии – "Принцесса цирка". Он является пружиной, которая движет действие, и решен отнюдь не на комедийной основе. По-настоящему зрители смеются в третьем акте… Спектакль весь словно искрится, переливается яркими красками. Конечно же, не только посмеяться приходят люди на встречу с классической опереттой. Каждая такая встреча дарит прежде всего очарование прекрасной музыки, которая, кажется, знакома с детства. В "Принцессе цирка" музыка особенно тонкая, одухотворенная. Она как бы пронизывает каждую клеточку сценического действия, двигает сюжет. Приятно отметить высокую музыкальную культуру спектакля. Она – в звучании оркестра (дирижер С. Буряк), хора (хормейстеры Н. Андросова и Л. Борисенко) и, конечно, в работе солистов. В спектакле сложился интересный актерский ансамбль: увлеченность, искренность, желание каждого солиста преодолеть высокую планку дают, свои плоды. Назову прежде всего замечательный дуэт главных героев – Теодоры Вердье и мистера Икс в исполнении признанных мастеров сцены народной артистки БССР Н. Гайды и заслуженного артиста БССР Г. Харика. Заслуженный артист УССР А. Ранцанц (Пеликан), заслуженный артист БССР Г. Козлов (барон де Кревельяк), А. Крайникова (Каролина), заслуженный артист БССР К.мЛосев (Ренар), В. Сердюков (секретарь барона), молодые Л. Куделко и Г. Никитин (Мари и Тони) создают разнохарактерные образы, которые запомнят зрители. Естественно, ярче здесь работы опытных мастеров. Неординарно, впечатляюще решена сценография спектакля (художник З. Марголин), хороши костюмы героев (художник О. Желонкина). Танцевальные номера удачно вписываются в живую ткань спектакля (балетмейстер В. Бутримович). На фоне этого подлинного праздника театра и музыки, каким стал спектакль "Принцесса цирка", особенно видны сложности и проблемы, которыми заполнены до отказа будни. Не так давно произошли изменения в некоторых структурах театра, в труппу пришли новые главный режиссер М. Гусев, главный дирижер С. Буряк, директор Л. Смирнов. М. Гусев пришел в театр осенью 1988 года. До этого он, выпускник ГИТИСа, работал в Пермском государственном академическом театре оперы и балета, главным режиссером в Коми республиканском музыкальном театре. "Свежий взгляд со стороны" – так определил главный режиссер свою позицию в первые месяцы работы в Минске. Многое увидел, многое передумал. Михаил Иванович делится размышлениями о том, что тревожит: – На сегодняшний день труппа солистов укомплектована нормально. Есть яркие актеры первого положения, каскадные и характерные… Однако не хватает молодой субретки, уже нужна пара молодых героев, нет комической старухи, нужен комик, на классические спектакли – молодежный состав. Но в штате солистов – 41 человек, вакантных мест нет. Да еще зарплата многих артистов 120 рублей в месяц. Сейчас думаем о новых постановках классической оперетты, для театра это очень важно. Идут репетиции мюзикла А. Журбина "Биндюжник и король" (либретто по одесским рассказам и пьесе "Закат" И. Бабеля), который планируем выпустить в конце сезона. Партитуру Журбина мы взяли в работу первыми в стране… Мы приняли к постановке народную музыкальную комедию "Калі заспявае певень" О. Чиркуна, связанную с белорусским музыкальным фольклором. Есть договоренность с композиторами Т. Хренниковым, Е. Крылатовым, которые согласились написать произведения для нашего театра. Мы встречались с некоторыми композиторами, прослушивали их сочинения. Это, в частности, "Скандал в Богемии" ленинградца В. Успенского, "Филумена" москвича С. Томина, "Собор Парижской богоматери" киевлянина В. Ильина. Заботы и проблемы главного дирижера театра С. Буряка, естественно, идут в одном русле с общетеатральными, но имеют и свою специфику. Он закончил Свердловскую консерваторию по специальности оперное и симфоническое дирижирование. После нескольких лет работы в качестве дирижера музыкального театра в Йошкар-Оле Сергей Буряк в январе прошлого года стал дирижером, а с мая утвержден главным дирижером Белорусского театра музыкальной комедии. "Принцесса цирка" – его первая работа в Минске. С. Буряка беспокоит, в первую очередь, состояние оркестра. – Норма работы оркестра, – считает он, – очень напряженная: 28 спектаклей в месяц (для сравнения – в нашем симфоническом оркестре она почти в два раза ниже). Думаю, что нужно увеличить штат оркестра (в Свердловском театре музкомедии, например, в оркестре 58 музыкантов, у нас – 42), тогда артисты оркестра имели бы возможность иногда и передохнуть. Нам приходится приглашать разовиков, однако они играют только на спектаклях, без репетиций. Нетрудно догадаться, что качество звучания оркестра это не улучшает. Какова зарплата артистов оркестра? 130-150 рублей в месяц. Отсюда – нестабильность кадров, их текучесть. В зале театра плохая акустика. Есть места, где ощущаются звуковые провалы. И даже в классических спектаклях приходится порой использовать микрофоны. А аппаратура не отвечает современным требованиям. Много сложностей и в работе хора. У его артистов тоже очень низкие оклады – 100-130 рублей. …Минчане любят свой Театр музыкальной комедии, охотно посещают его лучшие спектакли. Заметили театр и гости белорусской столицы. Когда начинается спектакль, это яркое, красочное зрелище, мало кто из сидящих в зале задумывается о том, какие усилия затрачены на этот праздник. Для зрителя важен результат. Но сложности есть, они остаются, и преодоление их требует огромных организационных, финансовых, творческих, нервных, наконец, затрат. Е. РАКОВА. |
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by