« Назад
СЧАСТЬЕ – НАЙТИ СЕБЯ
Когда солисту театра музыкальной комедии, заслуженному артисту УССР Арнольду Ранцанцу дали роль Кутузова в героической музыкальной комедии А. Мдивани "Денис Давыдов", это было некоторой неожиданностью для него. Ведь до сих пор его считали чисто характерным артистом.
Он подолгу засиживался в библиотеках, изучая исторические материалы о знаменитом полководце. Хотелось доказать, что музыкальный театр может и должен быть не только "легким". Волновало: чем он как актер сможет поделиться со зрителями, что они увидят под мундиром героя – в его глазах, в лице, в душе. Многочисленные напряженные репетиции дали свой результат. В спектакле перед нами живой человек, в чем-то приоткрывающий характер самого исполнителя – прямой, принципиальный и в то же время чуткий.
Осталась позади радость премьеры. Кутузов – Ранцанц жил на сцене, в чем-то менялся, обретал новые черты. А актер уже шел дальше. Его увлек новый герой – в мюзикле "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу папаша Дулитл, мусорщик-философ. И тут усилия артиста были направлены на создание не маски – живого образа.
– Для меня выход на сцену, – говорит А. Ранцанц, – всегда серьезное испытание. Я понимаю, что публика в конечном счете не прощает ничего, а особенно нетребовательности. Ей нужен акт творчества, а не его имитация, подделка. И если забыть, что такое муки творчества, то мучиться будет прежде всего зритель.
Еще одна роль – и опять новый человеческий материал: Микса в "Сильве" Кальмана. В некоторых либретто эта роль просто отсутствует. Казалось бы, что особенного можно тут придумать? Но в процессе работы постепенно создавался образ, заслуживающий внимания: зрители отметили и его оригинальный музыкальный номер, и танцевальные па, и комические репризы.
А в прошлом сезоне театр взялся за одесские рассказы И. Бабеля, подготовил музыкальную трагикомедию "Биндюжник и Король" на музыку А. Журбина. А Ранцанц, работая над образом Менделя Крика, с головой ушел в сложный во всех отношениях материал. Сложный психологически и вокально – это басовая партия, а у артиста – баритон. Нужно было проникнуть в суть характера, попытаться понять его истоки, его диалектику. Воображение, умение образно мыслить помогли раскрыть трагический смысл заурядных событий, социальную трагедию героя. Мендель Крик, как умеет, протестует против существующего порядка, он рвется к свету, свободе от оков быта. Этого не могут ему простить ни семья, ни окружение. Творческая индивидуальность исполнителя проявляется в том, как органично музыкальные сцены вытекают из действия, развивают его, они внутренне мотивированы и необходимы.
Чем привлекает зрителя артист? Прежде всего, добродушным комизмом, непринужденностью и свободой общения с аудиторией. Отсюда – новые оттенки в каждой следующей роли.
...А все началось с кордебалета в Красноярском театре оперетты. После окончания в 1968 году Ташкентского театрально-художественного института работал сначала по распределению в Красноярске, затем некоторое время в Кировском драмтеатре. И вот тут отчетливо понял, что ему не хватает... музыки. Так пришло осознание того, что счастье – это найти себя.
И. БАРХАТКОВА. Вечерний Минск. – 1990. – 7 нояб.
|