Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Мы ждем перемен (1991 г., Вечерний Минск)

Мы ждем перемен (1991 г., Вечерний Минск)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН

Четыре года назад на сцене Государственного театра музыкальной комедии БССР был поставлен спектакль "Клоп", который сразу привлек внимание зрителей. Его постановщик Вячеслав Цюпа был удостоен премии Ленинского комсомола Белоруссии. Именно "Клоп" как лучший спектакль сезона был отобран для участия во Всесоюзном фестивале "Театр-88", который проходил в Москве. И на фестивале театров музыкальной комедии в Одессе этот спектакль ждал огромный успех. Тем не менее, на целый год он сошел со сцены. В чем же тут причина? Ответив на этот вопрос, можно понять ситуацию, сложившуюся в театре.

...В 1984 году в музкомедию пришел новый главный режиссер – В. Цюпа. Он сплотил вокруг себя ведущих актеров, которые могли осуществить его творческие замыслы. Не все сумели преодолеть в себе некоторый консерватизм, отказаться от выработанного годами стереотипа игры. Для актера, работающего у Цюпы, одной одаренности недостаточно: он должен быть в отличной физической форме, иначе ему могут оказаться не под силу нагрузки, которые связаны с динамикой постановок. Принять такого режиссера могли только те, кто имел большой творческий потенциал, до сих пор не реализованный.

Не будем вдаваться в подробности конфликта, от которого все устали, но его итог таков, что Вячеслав Цюпа был вынужден уйти из театра. Год назад, практически сразу после возвращения с Одесского фестиваля, театр покинула народная артистка БССР Наталья Гайда, ушел Александр Кузьменков (сейчас он работает в Одессе в Муниципальном шоу-театре "Ришелье"). Так распался почти сложившийся коллектив, который представлял собой новое перспективное направление в своем жанре. Все усилия по созданию альтернативного театра (будем так его называть) были напрасными.

Но послушаем, что думают об этом сами актеры, исполнители главных ролей в спектакле "Клоп".

Григорий ХАРИК, заслуженный артист БССР:

– Существующая театральная система изжила себя. Нет средств на постановку спектаклей. Через год большинство музыкальных театров может закрыться по одной причине – нечем будет платить артистам.

Это не только узкотеатральная проблема, она намного шире: нужно спасать культуру. В этот кризисный период надо дать выжить людям талантливым, тем, кто сможет направить искусство по новому руслу. У нас как будто сознательно ведут театр к развалу. Вот появился В. Цюпа – один из тех немногих талантливых молодых режиссеров, которых единицы. Он сплотил вокруг себя ведущих актеров. Складывалось новое направление – театр Цюпы, но его не поддержали. В Министерстве культуры нам обещали на базе стационарного театра образовать альтернативный. Тогда мы могли бы работать, не встречая противодействия, но пока все ждем обещанного.

У нас положено, чтобы в театре был главный режиссер. А я считаю, что без такой единицы вполне можно обойтись – и попутно избавиться от диктата. Есть хорошие режиссеры, которых можно приглашать на спектакль, такая практика давно существует.

Сегодня, чтобы не дать театру умереть, нужно произвести коренную ломку его структуры. Можно сократить труппу, оставив лишь тех, кто работает с полной нагрузкой. Контрактная система, при которой каждый артист заключает договор с администрацией театра на определенный срок, позволит постоянно обновлять труппу. Это необходимые организационные меры. В дальнейшем они помогут театру перейти на новые финансовые отношения.

Герман КОЗЛОВ, заслуженный артист БССР:

– Такой высокой оценки спектакля "Клоп", как на фестивале в Одессе, у нас не было нигде. А прежнее руководство театра делало все, чтобы "Клоп" не попал на фестиваль. Но когда отборочная комиссия из Москвы посмотрела три спектакля нашего театра, вопрос был решен в пользу "Клопа". Кроме того, СТД СССР взял на себя все расходы на нашу поездку. Мы сами готовы были отработать спектакли в выходные дни, лишь бы такая интересная работа была представлена на фестивале.

Вернувшись из Одессы с успехом, мы не почувствовали в коллективе никакого отклика на это событие. Стало очевидно, что в недрах старой системы новому направлению нет места. А если мы не будем искать новое, станем просто неконкурентоспособными, И можем дойти до того, что наш театр распустят, как это случилось с Рижским театром оперетты.

Александр КУЗЬМЕНКОВ:

– Не знаю, как бы вообще складывалась моя творческая судьба, если бы не В. Цюпа. Благодаря ему я понял, что музыкальный театр может стать делом моей жизни. А раньше хотел уходить в драматический театр. И не потoму, что он меня больше привлекает. Я очень люблю музыкальный театр. Но те формы, в которых существовало театральное действо музкомедии, меня не удовлетворяли.

Но вот в театре появился В. Цюпа, и с этого момента начался новый отсчет времени. Этот режиссер тонко чувствует современность, ему удалось всколыхнуть существующий застой. И мне стало ясно, что он может стать реформатором в музыкальном театре. Я остался. Тем более, что были в театре люди, которые мучались теми же проблемами, что и я. Так у нас сложился коллектив единомышленников. Правда, для большинства коллектива Цюпа оказался неудобным, потому что трудно соответствовать его режиссерским позициям. Его обвиняли в том, что он разобщил коллектив. Но ведь у нас не было единства. Были рутина и застой. Это многих устраивало. Но людям мыслящим очевиден кризис жанра. Если катиться по старым рельсам, то это путь в тупик.

Похоже, что это поняли не только артисты. И вот уже в театр пришел новый директор С. Г. Костин. Благодаря его энтузиазму удалось снова собрать прежний состав, вернуть на сцену театра Наталью Гайду. Был восстановлен спектакль "Клоп". К счастью, нашлись в постановочной части люди, которые сохранили реквизит и костюмы, невзирая на то, что целый год "Клопа" не было в репертуаре.

Вспомним день второго рождения спектакля. Он пошел практически с одной репетиции. Хор и оркестр, состав которых наполовину обновлен, прекрасно справились со своей задачей. Все исполнители работали поистине вдохновенно. Их эмоциональный подъем передавался залу. Контакт со зрителем и его реакция были настолько живыми, что, казалось, не существует рампы, отделяющей артистов от зрителей.

Александр КУЗЬМЕНКОВ, уезжая в Одессу, сказал:

– У нашего театра раньше не было своего зрителя. К нашему жанру относились как к слабому дитяти Мельпомены. Но после этого спектакля я могу сказать, что свой зритель у нас начинает появляться, серьезные люди обратились к жанру музкомедии. И теперь наметился какой-то сдвиг для выхода из тупиковой ситуации.

Хочется верить, что произойдут перемены и новое направление в театре получит право на существование. Что его заметят не только зрители, но и СТД республики, Министерство культуры... Заметят – и поддержат.

Зоя ЛЫСЕНКО.
Вечерний Минск. – 1991. – 11 июня.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: