« Назад
ТЕКЛЯ, МОНАХ И ДРУГИЕ
С премьеры в Государственном театре музыкальной комедии
Пока другие театры, творческие коллективы больше рассуждают о своей любви к национальной культуре, о своем желании приобщиться к идее возрождения, Государственный театр музыкальной комедии не на словах, а на деле подтверждает свое желание и умение открывать новые имена, привлекать к совместной работе одаренных людей. И лучшее подтверждение плодотворности и смелости руководства театра, актеров, – премьера нового спектакля "Калі заспявае певень".
Все впервые. Известный белорусский романист и драматург Георгий Марчук на материале народного фольклора сочинил остроумный сюжет; композитор, чье имя широко известно во всей Белоруссии, Олег Чиркун, написал в лучших традициях народной музыкальной культуры мелодичную музыку, а молодой, но тоже ярко заявивший о себе в молодежном театре режиссер Виталий Катовицкий талантливо, с завидной фантазией и чувством юмора поставил спектакль в удачном ключе, соответствующем и духу пьесы, и стилю музыки в художественном оформлении В. Марголина.
И еще о дебютах. Как призналась актриса А. Крайникова, она за двадцать лет работы в театре впервые выступает в белорусской национальной постановке, впервые ей (хочется поздравить и поразиться талантливости актрисы) пришлось заговорить и запеть на белорусском языке. Может с меньшим успехом, но все же хорошо освоились в стихии народного языка и другие актеры: А. Ранцанц, А. Кузьмин, В. Баженов, А. Артемьев.
Традиционен сюжет этого народного лубка, где ирония, фарс, розыгрыш, открытый лиризм, романтизм, бытовая сатира – все органично уживается и соседствует, не переходя в голое комикование и откровенную карикатуру. Павлик любит Катеринку, Катеринка любит Павлика, но жадная мать девушки энергичная Текля (очень колоритный, узнаваемый народный характер создает А. Крайникова) и слышать не хочет о несерьезном Павлике. Она полна решимости выдать свою единственную красивую дочь, в роли которой С. Яковец продемонстрировала не только великолепные вокальные данные, но и выявила свой лирико-комедийный талант, за шляхтюка пана Толкачика. В этой роли просто великолепно, остроумно, легко, с фантазией работает В. Баженов, который, если мне не изменяет память, пожалуй, впервые пробует себя в острохарактерной роли.
Предусмотрительная Текля, когда дочь и Павлик не поддаются уговорам, подает на юношу в суд. Более того, приглашает в дом Монаха, дабы тот, став духовным наставником дочери, отговорил ее от брака с бедным, хоть и находчивым и талантливым, Павликом.
Чревоугодник, хитрый Монах (еще одна яркая удача – артист А. Ранцанц) готов за деньги помогать и Толкачику, и свидетелем на суде выступить.
И вот озорная, остроумная сцена суда. В жанре, очень мягко, тактично, душевно, можно сказать, с любовью рисуют своих персонажей, соседей Ивана и Степана, заслуженные артисты БССР В. Фоменко и К. Лосев. Узнаваем бюрократ судья – арт. А. Кузьмин, смешны корчмарь (арт. Г. Никитин), его дочь Домна (В. Митина), остроумен Павлик – и чувствуется, что А. Артемьев в этой роли еще может и должен набрать высоту.
Текля суд проиграла, осрамлен пан Толкачик, осмеян Монах, любовь восторжествовала.
Как сказывали в старину, на панский розум нашлась мужицкая хитрость. Павлик остался с Катериною, а Толкачик с той, кого заслуживает.
Проникновенно, мелодично, просторно звучит дуэт Павлика и Катерины, лихо, с танцем, весело проводят артисты финальную сцену. Занавес. И странное чувство охватывает зрителя. Вроде и ситуации во многом знакомые – правда, текст, репризы остроумны, уместно, очень емко характеризуют характер и время действия – начало XX века. И персонажи традиционные, по сути маски – типы фольклора с уже как бы заданными манерами поведения и уровнем мышления.
Еще думаешь. Бог весть ведь какая простая, незатейливая идея. Где они – эти глубокие стыки с современностью? Наив. Незатейливость. Простота. Так в чем же очарование этого спектакля? Думается, в том, что актеры, авторы, режиссер прониклись любовью к народной культуре, к характерам, просто, но с душой поведали нам о вечно прекрасном чувстве любви, о том, как это важно во все времена – не дать унизить свое человеческое достоинство, уметь любить человека, соседа, жизнь, уметь радоваться жизни, уметь прощать и уметь весело осмеять пороки и грехи кичливого Толкачика, корыстного Судьи, хитрого эгоистичного Монаха, алчного Корчмаря.
Безусловно, не все безупречно. Спектакль только начинает жизнь. Еще предстоит дирижеру С. Бураку, композитору, музыкантам и солистам ликвидировать некоторый разнобой. Неплохо было бы, чтоб не так суетился Корчмарь (арт. Г. Никитин), не помешало бы оснастить микрофонами сцену, пространство которой "поглощает" слова актеров, с трудом подчас улавливаешь смысл остроумных стихов поэта Н. Федюковича, местами ощущается заторможенность темпоритма первого действия, но, повторяем, ошибки и просчеты премьеры поправимы. Спектакль дарит улыбку, несет радость, он интересен и молодому зрителю, и людям старшего поколения.
О блестящих актерских работах В. Баженова, А. Ранцанца, А. Крайниковой мы уже писали, успешный дебют композитора отмечали, профессионализм и редкое чувство комедии у автора Г. Марчука творчески проявлено, удача режиссера В. Катовицкого несомненна – ей-богу, этого, при всех недостатках, достаточно, чтобы поздравить театр с новой работой и пожелать спектаклю, который нас, зрителей, удивил, укрепил наше жизнелюбие, счастливой и долгой жизни на сцене.
Виктор СОЛОВЬЕВ. Фото Ивана ЮДАША. Добры вечар. – 1991. – 20 сак.
На снимках: Сцена из спектакля. Текля – Аэлита Крайникова, Катерина – Светлана Яковец, Иван – заслуженный артист БССР Вячеслав Фоменко. Создатели новой народной музыкальной комедии драматург Георгий Марчук (третий слева), композитор Олег Чиркун (третий справа) и режиссер-постановщик Виталий Катовицкий (справа) с исполнителями главных ролей после премьеры. Сцена из спектакля.
|