« Назад
ОБЫКНОВЕННЫЕ ЧУДЕСА
"Сегодня свершилось маленькое чудо. Вы знаете, я театральный черт, и с полной ответственностью заявляю, что сегодня свершилось – да, да! – чудо. Мне кажется, должно быть всеобщее ликование, должно быть праздничное шествие по улицам, должно быть много света, шуток, веселья, должны искриться и сверкать огненные фейерверки. Люди – радуйтесь! Свершилось чудо!.."
Вы думаете, это отрывок из старой доброй сказки, рассказывающей про неведомые страны? Нет, не угадали. Это – реальность, относящаяся к событию, происшедшему в Минске совсем недавно.
...Замирающие от восторга девочки в забавных красочных костюмах Колокольчиков, Ромашек, Грибков мило кланялись и здоровались со всеми, кто входил в фойе Театре музыкальной комедии. Посещение театра – всегда праздник. Но сегодня он был особым: это двойной день рождения. Во-первых, рождался новый спектакль, во-вторых – новый театр. Такое случается не часто. Но расскажем обо всем по порядку.
На премьеру пригласил детский музыкальный театр-студия "Сказка". После своего "подпольного" пятилетнего существования, он, наконец-то, обрел долгожданную независимость и свободу, правда, относительную, стесненную ныне обычными и неотвратимыми финансовыми трудностями.
Случилось то, ради чего давно обивал пороги различных ведомств дирижер и художественный руководитель театра Глеб Александров, то, о чем мечтала немногочисленная группа актеров, – в Минске появился свой детский музыкальный театр.
На его сцене поставлена опера санкт-петербургского композитора Виктора Плешака "Осторожно! Баба-Яга!" Для начала узнаем, что думает автор сказки о специфике детского театра.
– Никакой особой специфики нет, – говорит В. Плешак. – И специально под "детскость" я не подделываюсь. Сам сюжет диктует подбор тех или иных средств музыкальной выразительности. Считаю, что это искусственное и временное явление – разделение театра на "детский" и "взрослый". Очень сложно провести границу, когда ребенок становится взрослым. Например, в спектакле "Осторожно! Баба-Яга!" я использую музыкальные темы, которые сочинил в 12 лет. По-моему, существует просто театр, а уж какой он – детский или взрослый, – не играет особой роли. Сегодняшний спектакль – это настоящая опера, в которой существует своя музыкальная драматургия. В ней я спародировал стили около двадцати композиторов, начиная от Грига до композиторов XX века.
Итак, давайте поздравим себя с рождением театра, несущего детям умное и талантливое искусство.
Постановщик спектакля – режиссер камерного театра "Санкт-Петербург опера" Наталья Черникова обладает удивительным даром "заводить", давать такой творческий импульс.
Помимо обычной для оперного спектакля работы над музыкальной частью, шла буквально ювелирная обработка всех граней спектакля. В результате возникла своеобразная опера-пантомима, где осмыслен каждый шаг героев, где нет ничего случайного, не играющего на образ и настроение.
Правда, эта ювелирная выверенность была связана и с одной из особенностей спектакля, возникшей из-за пресловутой нехватки денег. Оркестровая яма во время представления была пуста. Спектакль шел под фонограмму. Хотелось бы надеяться, что в будущем спектакль обретет полнокровность, задышит и зазвучит во всех оркестровых красках.
Только по-настоящему увлеченные и преданные своему делу люди способны выдержать все премьерные трудности, усложненные организационными неувязками, связанными с молодостью театра. Тут и иной взрослый не выдержит, а что говорить про детей! Но именно они, эти очаровательные Ромашки, Колокольчики, Мухоморы, Зайчата, стали настоящим украшением представления. Их артистичность, естественность просто поражали. Маленькие актеры были приглашены из детской студии при оперном театре.
Ну и, конечно же, спектакль был бы немыслим без декораций и костюмов художника Татьяны Королевой. Она смогла, преодолев дефицит и безденежье, создать яркое и красочное театральное пространство.
...Но мы забыли про "театрального черта", который начал наше повествование. Пора, наверное, открыть и эту последнюю загадку. В этой роли – наш гость, художественный руководитель камерного театра "Санкт-Петербург опера" режиссер Юрий Александров. Послушаем и его.
– Прежде всего тут нужны высочайший профессионализм, высочайшая требовательность к себе. Если взрослый зритель может что-то простить: "Ах, да! Сейчас нет того-то и того-то, такая сложная обстановка в стране и т. д...", то дети не прощают ничего. Они видят все промахи, тонко чувствуют неискренность, замечают все "швы" и недоделки.
Я буду ставить в минском детском музыкальном театре "Историю Кая и Герды" Баневича. Сегодня человеку так не хватает красоты и добра, поэтому постараюсь настроить зал на высокую степень духовности. Даже зло у меня будет доброе и умное...
Что ж, будем ждать новых премьер, новых праздников.
Е. КУРАКИНА, музыковед. Вечерний Минск. – 1991. – 30 дек. – С. 3.
|