Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Покой – "роскошь", которую дарит дом" (1994 г., Наш дом)

Покой – "роскошь", которую дарит дом" (1994 г., Наш дом)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

ПОКОЙ – "РОСКОШЬ", КОТОРУЮ ДАРИТ ДОМ

Почти четверть века сияет на сцене театра музыкальной комедии Наталья Гайда. Поклонники называют ее примадонной, критики связывают с ее именем целую эпоху в истории белорусской оперетты. Неповторимый голос певицы вдохновил известнейших в республике композиторов: Ю. Семеняко свою "Павлинку" писал специально "на Гайду", Е. Глебов, автор "Миллионерши", назвал ее лучшей исполнительницей главной роли.

Великий Козловский, услышав в Москве в исполнении Н. Гайды партию Мюзетты из "Богемы" Пуччини, зашел в гримерную актрисы, поцеловал руку и воскликнул: "Вы – шампанское!".

Большую часть жизни Наталья Викторовна проводит на сцене, где ей отданы главные, ведущие, партии. Но другая часть проходит вдали от яркого света юпитеров, дома. Там два замечательных голоса, два таланта сливаются в унисон, образуя дуэт, имя которому семья.

В условленный час звоню в одну из квартир, что в доме на шумной Республиканской улице в Минске. Дверь открывает хозяйка, стройная подтянутая женщина. Огромные, удивительно голубые, лучистые глаза, приветливая доброжелательная улыбка. Наталья Викторовна приглашает в гостиную – просторную, со вкусом обставленную комнату. В ней, на первый взгляд, все так же, как и в тысячах других городских квартир, – книги, мебельный гарнитур, телевизор. И все же не так – здесь витает дух театра. Он и в множестве фотографий хозяев дома в сценических костюмах, живописных портретах, и в обилии цветов в вазах.

– Это моя любимая комната, – говорит Наталья Викторовна и добавляет: – Совсем недавно переставила здесь мебель. Раньше не помещался обеденный стол. То и дело приходилось вносить-выносить его. Решение зрело, зрело... И вот однажды, когда никого не было дома, принялась за дело. Шкаф из секции перетащила в спальню, остатки секции разделила пополам и поставила вдоль разных стен. Возле той части, где хранится посуда, разместила стол – получилась как бы столовая, здесь же можно и поработать. Вторая половина комнаты – для отдыха – диван, кресла, журнальный столик, книги.

– Но почему сами, разве мыслимо одной двигать такие тяжести? 

– То же спросил и муж, поначалу даже сердился на меня. Но я-то знаю, что такие "революции" он переносит с трудом, и мой энтузиазм мог погибнуть в море согласований, откладываний со дня на день. А силу (Наталья Викторовна лукаво улыбается) вполне заменяет смекалка. Могу поделиться секретом: дорогие женщины, стоит подложить под ножки шкафа обычные полиэтиленовые крышки, и он становится вполне "подъемным".

– Значит, обустройство квартиры целиком на ваших плечах?

– Не совсем. Юрий Георгиевич не хуже профессионального слесаря вставит замок, как заправский электрик проведет свет, повесит люстру. Недавно даже сделал полочку для порошков и прочих хозяйственных мелочей!

Юрий Георгиевич Бастриков – один из ведущих солистов Большого театра оперы и балета республики. Больше двадцати пяти лет назад молодой певец из Свердловска победил в объявленном тогда ГАБТом всесоюзном конкурсе баритонов, с тех пор он в Минске. Вместе приехала и жена, артистка свердловского оперного театра, Н. Гайда. 

– Наталья Викторовна, могло ли случиться так, чтобы ваша жизнь проходила вне сцены?

– Н-нет! Хотя я и получила юридическое образование, и даже немного работала юрисконсультом. Вышло это так. Закончила школу, два года подряд ездила в Москву поступать в консерваторию. Считала: если есть во мне божья искра, то учиться надо обязательно в столице. Примут – значит правильно оценила силы, не примут – нечего и время терять. Обе попытки оказались неудачными. И тогда поступила в свердловский юридический институт. Но душа-то пела! И тогда, занимаясь на третьем курсе, сдала экзамены на вечернее отделение оперного вокала консерватории. Заканчивала его уже распрощавшись с юриспруденцией. Была еще студенткой, когда приняли в труппу оперного театра стажером.

– Какая, на ваш взгляд, главная черта вашего характера?

– Наверно, доброжелательность. Стремление понять другого человека. Дома, например, стараюсь никогда не говорить категоричное "нет", даже если это касается таких пустяков, как поездка мужа на рыбалку, других мелких радостей жизни или просьбы дочки что-то купить. Кстати, никогда не читала дочке нравоучений, не произносила назидательных речей. Старалась своими делами, поступками показывать, как жить, что-то делать.

– Каждый спектакль – это колоссальное напряжение сил; нужно петь, танцевать, независимо от настроения и состояния быть веселой, задорной, игривой, кокетливой, а кроме того, заразить ощущением праздника зрительный зал. А что бывает потом? Что достается на долю домашних, когда проходит эмоциональный подъем?

– Понимаю,– говорит Наталья Викторовна и, подумав, продолжает.– Нет, депрессий не бывает. Не слоняюсь по дому с кислой миной, не докучаю угрюмостью и брюзжанием. Стараюсь владеть собой и до спектакля, и после него. Хотя, конечно, бывают минуты, когда хочется тишины, покоя. К счастью, могу позволить себе такую "роскошь" – у нас с мужем и дочкой три комнаты. Хотите, покажу остальные?

Гибко, грациозно Наталья Викторовна поднялась, нет, словно вспорхнула, с кресла и пригласила на экскурсию по квартире. Ее планировка, наверно, была выгодна строителям, но жильцам удобств создает мало – две комнаты смежные. Зато, как сказала Наталья Викторовна, там две большие лоджии. В отдельной комнате "апартаменты" взрослой дочери. Кухня, как в большинстве современных домов, позволяет хозяйке, стоя посередине, дотянуться рукой от стены до стены.

– Наталья Викторовна, не бывает тесно двум "голосам", двум творческим индивидуальностям, двум артистам?

– Нет,– смеется Гайда. – "Голоса" в случае необходимости разбредаются по разным комнатам, индивидуальности помогают друг другу критическими замечаниями, а артистов могло бы быть и больше. Очень хотела, чтобы и дочка посвятила себя сцене. Я обожаю балет, и с детских лет развивала в Насте эти способности. Но с возрастом девочка становилась такой рослой, что со временем поиски партнера превратились бы в серьезную проблему. Профессией стало увлечение музыкой. Она преподает пение в школе. Правда, сейчас в отпуске с 8-месячной дочкой.

– Так вы уже бабушка? Всем бы с вашим "званием" держать такую прекрасную форму! Понимаю: утром гимнастика, потом занятия у станка.

– Станок – да, даже батут был и цирковые веревочные лесенки, когда готовилась сыграть некоторые роли. Но гимнастика... Никогда! Даже считаю ее вредной и противоестественной, во всяком случае, для себя. Ну, представьте: утро, все мышцы расслаблены, душа и тело в состоянии нирваны – и вдруг надо вскочить, что-то с собой делать... Но если нужна какая-то специальная подготовка для роли, тренируюсь с полной нагрузкой.

– А как насчет всевозможных диет? Многие звезды даже вырабатывают собственные.

– Перепробовала многие, потому что, признаюсь, очень люблю поесть вкусненького, домашнего. И пришла к выводу: не стоит периодически морить себя голодом. Лучше постоянно есть понемногу и ни в коем случае, не на ночь. Признаваться, так до конца! Есть у меня еще один "грех" – терпеть не могу готовить! К счастью, у мужа прямо противоположное отношение к стряпне, он то и дело выручает. Дочка, к нашей обоюдной радости, не в маму.

– Если можно, поделитесь еще одним секретом. Тридцать лет на сцене, а ваш голос все также силен, свеж и гибок. Наверно, выходя из театра, кутаетесь, громко не разговариваете, словом, бережете себя?

– Ничего подобного. Зимой и летом пешком хожу на работу и обратно, сплю с открытым балконом, ем мороженое, но, конечно, не в день спектакля. Не курю, потому что не вижу в этом удовольствия.

– Как ваша семья отдыхает?

– Я очень люблю море – это не только огромное удовольствие, но и прекрасная тренировка. Поэтому раньше отпуск проводили на юге. А теперь... Вот уже который год кто как: Юрий Георгиевич иногда балует себя рыбалкой, сбором грибов, гостит у друзей на даче (своей у нас нет). Я только иногда к нему наведываюсь – терпеть не могу мошкары, зноя, не могу без горячей воды, словом, типичная горожанка.

– Представляете ли себя в роли бабушки, как мыслите ее "сыграть"?

– Я очень люблю детей и, когда свободна, с удовольствием нянчу Аришу, отпускаю дочку "в увольнение". Но думаю, пока девочке нужнее родители. Мое время еще впереди, когда мы вместе сможем петь и танцевать, спорить и мечтать. А сейчас не мыслю себя без ролей Доли в "Хэллоу, Доли", Джулии в спектакле по пьесе Моэма "Театр".


Л. АНИСОВЕЦ.
Наш дом. – 1994. – № 4. – С. 4–5.



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: