« Назад МИНСК: ПРАЗДНИК ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ БАЛЕТ
Два года тому назад, в апреле 1992-го родилась инициатива создания нового межгосударственного балетного фестиваля в Минске "Я люблю балет". Важно, чтобы инициатива превратилась в прочную традицию. Но не все зависит сегодня от людей творчества. Их импульса недостаточно, чтобы преодолеть материальные трудности, хотя энтузиазма и гостеприимства у белорусских коллег не занимать.
Итак, третий по счету фестиваль минской Терпсихоры все же состоялся, хотя и в более скромных масштабах. Присутствовали критики из Петербурга, Москвы, импресарио и руководители балетных коллективов с Тайваня, из Германии, Канады. Единственной "гостевой" звездой стала Любовь Кунакова, которая не только много и активно танцевала, но и впервые попробовала свои силы как постановщик. Премьера "Шопенианы", осуществленная ею на сцене Государственного театра музыкальной комедии, была приурочена к минскому балетному смотру. Местный театр оперетты сформировал неплохую мобильную труппу танцовщиков и заявил себя как бы альтернативным балетным коллективом в Белоруссии по отношению к труппе Большого театра. Теперь здесь работает второй коллектив – "Минск-балет". Во главе новой труппы стоит Нина Дьяченко, заслуженная артистка России, выпускница Пермской балетной школы. "Шопениану" она рассматривает как необходимую воспитательную ступень для труппы, которая еще неопытна в постижении тонкостей стиля подобного произведения. Работа с таким мастером, как Л. Кунакова, по общему признанию, была очень полезна для молодых артистов. И хотя не все еще досконально совершенно в новом спектакле, его наличие в репертуаре, несомненно, принесет пользу. А пока хотелось бы пожелать большей стилистической выверенности и стабильности танца юному премьеру К. Кузнецову и его партнершам, особенно артисткам кордебалета. Отметим при этом красоту исполнения "сильфидной" танцовщицы Т. Ероховец. В один вечер с "Шопенианой" шел другой спектакль, тоже недавняя премьера. Это была "Шехеразада" на музыку Н. Римского-Корсакова в оригинальном воплощении Ларисы Трембовельской. Балет-антипод шопениановским полутонам и бессюжетности, "Шехеразада" вся искрилась и блистала роскошеством костюмов, декораций, постановочных эффектов (художники Л. Солодовников и Е. Дворкина). Публика горячо принимала спектакль – таких оглушительных аплодисментов в ходе действия и в финале давно не приходилось слышать. Вывод ясен – люди устали от анемичного "модерна", они как дети радуются наивным балетным "полетам", превращениям, всевозможным "чудесам" машинерии, радуются красивым танцам – женственным и обворожительным у женщин, воинственным и мужественным у мужских персонажей. Увы, и такая "аксиома" становится редкостью. Среди исполнителей в "Шехеразаде" особенно выделялся смелым танцем юный В. Красноглазов в гротескной, насыщенной сложными прыжками партии Джина. Не знаем, насколько он владеет классикой, но подобные острые партии словно скроены для него. Ведущие роли исполняли Ю. Дятько {Ю. Дятко} (Царевна) и И. Ханцевич (Синдбад), представив новый состав спектакля. В ходе фестиваля на сцене Большого театра шел балет "Дон Кихот", который тоже носил премьерный характер – ведь в нем впервые с минской труппой выступала Любовь Кунакова, где ее партнером стал Вениамин Захаров. Старый и любимый публикой балет, восстановленный В. Елизарьевым по версии М. Петипа, прозвучал удивительно празднично и свежо. В исполнении Л. Кунаковой отчетливо проявлялась петербургская аристократичность: балерина переживает тот благодатный период творчества, когда зрелость и мастерство не означают ослабления техники. Мы рады были констатировать "второе дыхание" в карьере этой великолепной артистки. Фестивальные мероприятия содержали еще одно уникальное событие – открытие музея в Белорусском хореографическом училище. Он пока занимает два небольших зала, где любовно собрано немало экспонатов – фотографий, документов, театральных костюмов, личных вещей, повествующих о становлении школы танца в республике, о прошлом и нынешнем ее дне. Отражением "нынешнего" был показанный спектакль школы "Золушка" (на музыку Иогана Штрауса) в постановке швейцарского хореографа Алена Бернарда. Оказывается, знаменитый "король вальсов" написал такой балет, и в нем остался самим собой. В музыке, где, естественно, преобладают ритмы вальса, польки и галопа, полностью отсутствует драматургия. Это создает трудности в воплощении спектакля. Но еще большие трудности, очевидно, ощутили дети, вынужденные танцевать антилогичную, неудобную хореографию постановщика. Но, возможно, и такая своеобразная "школа преодоления" пойдет на пользу будущим артистам. Завершающий вечер фестиваля, проходивший в школьном театре, стал символическим отзвуком будущего белорусского балета. Большой гала-концерт объединил все поколения исполнителей – от признанных национальных мастеров Инессы Душкевич и Владимира Комкова до совсем юных, еще не вступивших на театральную стезю танцовщиков. Среди них ярко выделялись очень перспективные, может быть, будущие звезды национального балета – Алексей Овечкин и Наталия Бачило. И конечно же, концерт украсила Л. Кунакова, исполнившая с В. Захаровым два па де де (из "Дон Кихота" и "Лебединого озера"). В будущем 1995 году Белорусскому хореографическому училищу исполнится пятьдесят лет. Будем надеяться, что полувековой юбилей снова соберет в Минске друзей белорусских коллег.
|
тел.: (017) 275-81-26
220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44
Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by