« Назад
ВАЛЕНТИНА ПЕТЛИЦКАЯ: "МЕНЯ ГРЕЕТ МОЯ РАБОТА"
"В конце концов, я – королева или нет?" – пропела королева Анна, и зал взорвался аплодисментами. Зрители приветствовали свою любимую артистку, солистку Государственного театра музыкальной комедии Республики Беларусь Валентину Петлицкую, в честь которой в тот вечер давали бенефис-спектакль "Стакан воды " В. Кондрусевича.
Среди поклонников таланта Валентины Петлицкой – и наш корреспондент Тамара Мижигурская-Бунто, которая взяла для вас у нее интервью.
– Валентина Сергеевна, недавно вы отметили 25-летний юбилей своей творческой деятельности. А как все начиналось, наверное, с детской мечты и стремления стать артисткой: музыкальная школа, концерты, курсы юных дарований?..
– Нет, в музыкальной школе я не училась. Ее просто никогда не было рядом, ведь росла я в военных городках. Мой папа был военврачом, и мне пришлось "послужить" с ним и на Севере, и на Кубани, и здесь, в Белоруссии. Но артисткой стать мечтала. Помню, когда к нам приходили гости, меня маленькую всегда ставили на стульчик, и я пела для гостей. А еще большую роль сыграли трофейные фильмы, которые всей семьей мы смотрели в кинотеатре. Тогда мы жили в Ростове-на-Дону, и мне было года четыре, наверное, но то потрясающее впечатление, которое, они произвели на меня, помню до сих пор. Там были такие красивые артистки!.. Но в музыкальное училище поступила почти случайно: гуляли с подружкой, увидели объявление о приеме. Решила попробовать и… прошла!
Музыка захватила меня настолько, что сразу после училища я поступила в консерваторию на вокальное отделение.
– …И, окончив консерваторию, стали "готовой" артисткой?
– Путь на сцену начался для меня на втором курсе, когда к нам в консерваторию пришла хормейстер Театра музыкальной комедии Нелли Андросова и отобрала несколько человек для хора театра. Но оказалось не так-то легко совмещать учебу с репетициями и спектаклями, поэтому вскоре все мои однокурсники отсеялись из хора, а я осталась. Кроме того, когда на пятом курсе в оперной студии консерватории я участвовала в сцене из "Севильского цирюльника" Россини, меня услышал Петр Михайлович Кирильченко, который тогда был главным дирижером театра. Он и пригласил меня на работу в театр.
– Вы помните свою первую роль? Что принесла она вам: успех, радость, цветы?.. А может, огорчения?
– Моя первая роль – роль сенной девушки в "Холопке" была… немая: я просто разносила на сцене бокалы артистам-гусарам. Но огорчения не испытывала – и такого актерского хлеба надо попробовать. А настоящая работа для меня началась через год в спектакле "Свадьба в Малиновке" Александрова, где я играла Яринку. Вот тогда и пришел первый успех, первые цветы. Помню первые свои гастроли: Новгород, Запорожье… Я тогда еще ввелась в "Фиалку Монмартра" Кальмана на роль Фиалки. Было море цветов, мы уносили их со сцены охапками!..
– Для актера это очень важно – получить цветы после спектакля? Влияет ли на ваше настроение, задевает ли ваше самолюбие, если зритель вообще поскупился на цветы для вас?
– Получать цветы, конечно, приятно, но вовсе не обязательно получать их после каждого спектакля. Бывает, что иногда их даже проносят мимо. Что тут поделаешь? Обижаться? Просто, наверное, не "твой" зритель. Но если цветы преподнесены не случайно, а именно тебе, за твой труд, такие, как правило, живут в гримерной артиста долго. Вот как эти гвоздики. Они мне подарены на благотворительном концерте для инвалидов.
– Валентина Сергеевна, спектакль "Стакан воды" Кондрусевича выбран для вашего бенефиса не случайно?
– Да, это – "мой" спектакль. До него у меня был довольно долгий, года три, перерыв, когда я не была востребована на новые роли. Трудный, как вы сами понимаете, творческий период для меня. И вот режиссер Борис Второв предложил мне одну из главных ролей – королевы Анны в оперетте белорусского композитора Кондрусевича "Стакан воды". В роли графини Мальборо в этом спектакле задействована народная артистка Беларуси Наталья Гайда. Сразу согласилась на предложение Бориса Второва. Я ему полностью доверяю как режиссеру, а он мне – как артистке. Спектакль удался.
А ведь это была сугубо драматическая пьеса. Но замечательная музыка и замечательная режиссерская постановка, да и не менее великолепная игра моих коллег принесли спектаклю заслуженный успех.
Что касается моего бенефиса, то его идея принадлежит моим друзьям-коллегам и дирекции, в частности, главному режиссеру Борису Лагоде. Теперь я всем за это благодарна. Благодарна за теплые, дружеские слова, сказанные в тот вечер, за красивые новые платья, сшитые специально для моего юбилейного спектакля, за приветственные адреса, за цветы… Для человека творческого такие вечера в его честь все-таки необходимы.
– Валентина Сергеевна, вы начали актерскую деятельность с немой роли сенной девушки. Теперь вы – королева!.. А кем еще приходилось быть на сцене?
– И куклой, и клоуном, и мамой… А сейчас вот "дослужилась" до… уличной женщины в спектакле Самойлова "Моя дорогая Памела". Скоро его премьера. Ныне работаю много, задействована в главных ролях в спектаклях "Шляпа Наполеона" Оскара Штрауса, "Летучая мышь" Иоганна Штрауса, "Ночь в Венеции" Кальмана. А в спектакле Ильина и Лукашова "Моя жена – лгунья" исполняю сразу две роли – Мэджи и Кэтти.
Так что грех жаловаться…
– В спектакле вы – королева. А в жизни чувствуете ли себя королевой, звездой?
– Судите сами: дачи у меня нет, машины – тоже, езжу на трамвае. Да и вообще – можно ли сейчас быть королевой? Вот зарплату задержали… (Смеется).
Но я не скажу, что живу плохо: зато у меня есть работа, которая греет. Есть экспериментальный курс Бориса Второва в Академии искусств, где я преподаю вокал. Есть школа № 170 с эстетическим уклоном, где с большим удовольствием работаю с детьми.
– А кроме работы, что "греет" вас в сегодняшней, не такой уж легкой жизни?
– Моя семья, мой муж. С Женей мы уже двадцать лет вместе. Серебряный юбилей отметили. Поженились в мае, а вроде не маемся.
Женя – очень надежный человек. У нас все бытовые проблемы – пополам, и все радости и тревоги – пополам. Бывает, лежит на столе апельсин – он мне его оставляет, я – ему. Лежит, пока не высохнет. Приходит на все мои премьеры. Но его мнение спрашивать бесполезно. На вопрос "Ну, как?" всегда отвечает: "Ты – лучше всех!.."
– Валентина Сергеевна, среди ваших поклонников – немало людей в военной форме. И не случайно. Ведь вы вместе со своими коллегами уже не первый год выступаете с шефскими концертами в отдаленных военных городках авиаторов. Расскажите, пожалуйста, об этой деятельности.
– Перед первым полетом всю ночь не спала: страшно было, ужас!..
А сейчас уже одиннадцать человеко-часов налетала и давно уже перестала бояться. Зато увидела, какая красивая наша земля с высоты птичьего полета. Я столько аистов, как над Полесьем, никогда и нигде не видела.
Конечно, принимают в военных городках очень тепло, клубы всегда переполнены. Нам, артистам, стараются угодить. Помню, в Давид-Городке вкуснейшей рыбой угощали, целый день специально для нас ловили. Разве можно было отказаться от этих полетов? Ведь сама росла в таких городках, сама знаю, как ждут там "настоящих" артистов. Будто с детством своим встречаюсь. Военные, как родные…
– Валентина Сергеевна, большое вам спасибо и за ваше искусство, и за наш разговор, и за добрую шефскую заботу о людях в погонах и их семьях в далеких военных городках. Новых вам творческих успехов!
Тамара МИЖИГУРСКАЯ-БУНТО. Во славу Родины. – 1998. – 23 янв.
|