« Назад
ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ… А ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ?
Спектакль театра музкомедии "Севастопольский вальс" обрушивается на зрителя сразу: голосом И. Левитана, от которого мороз идет по коже, грозными маршевыми ритмами песни "Священная война" (в фонограмме), бурными раскатами оркестра (дирижер – А. Сосновский), обилием мужчин в не по-морскому узких брюках, а также в тельняшках и бескозырках (которые при ближайшем рассмотрении обнаруживают надпись "Балтийский флот"). Военная тема, заданная в оперетте К. Листова, вдохновила режиссера Б. Лагоду на монументальное действо с привлечением артистов Ансамбля песни и танца Вооруженных сил Беларуси и духового оркестра "Немига". Премьеру же приурочили к годовщине начала войны и 55-летию освобождения Беларуси. Театр решил "сыграть" на чувствах ветеранов, которым дорого любое воспоминание о пережитом в войну. Специально для них был дан благотворительный спектакль, что, конечно же, свидетельствует о высоких стремлениях постановочной труппы, искренне желавшей сделать бывшим воинам подарок.
В основе сюжета оперетты "Севастопольский вальс" – трогательная история о двух женщинах в жизни боевого командира, защитника Севастополя Дмитрия Аверина. Одну, Нину, оставшуюся в блокадном Ленинграде, он беззаветно любит. А она, не выдержав испытаний, связывает свою жизнь с человеком, который пришел ей на помощь в трудную минуту. Об этом Аверин узнает из письма, присланного Ниной и попавшего к нему перед решительным боем. Другая, Любаша, беззаветно любит его, заставляя страдать "донского моряка" Генку Бессмертного, вследствие чего последний то и дело восклицает: "Эх, дуб зеленый, крыша соломенная!"
Удивительно, как удалось режиссеру и актерам подать эту нехитрую историю, почти не вызывая сочувствия у зрителя?! Исключение, пожалуй, составляет А. Заянчковский в роли Генки, если учесть, что это первая самостоятельная роль студента консерватории. Д. Аверину в исполнении уважаемого мэтра А. Исаева явно не хватает эмоций, и становится непонятно, чем же он так пленил Любашу (И. Шитикова, И. Терентьева) и почему она предпочитает его Генке?
Как известно, конек А. Исаева – его голос. Безусловно, этого у артиста не отнять. Однако с досадой отмечаешь, что своим красивым баритоном он поет либо громко, либо очень громко. Но, простите, не в искусстве же выжимания децибел из собственных голосовых связок заключается мастерство вокалиста!
Странное, мягко говоря, впечатление производит Нина в исполнении И. Заянчковской. Зритель видит на сцене не страдающую женщину, которая потеряла свою единственную любовь, а некое кокетливое существо, откровенно напоминающее путану. Впрочем, трудно упрекать в подобной "трактовке" одаренную актрису. Она всего лишь выполняет волю режиссера, как и все артисты.
В целом же спектакль представляет собой костюмированный концерт военно-патриотической песни и пляски с обилием "ударных" вставных номеров, как то: "Врагу не сдается наш гордый "Варяг", "Прощайте, скалистые горы", "Заветный камень", "Яблочко" и т.д. Их, кстати говоря, блестяще исполняют объединенный хор (хормейстер С. Петрова) и артисты ансамбля песни и танца (балетмейстер Ю. Лапша). Однако за всем этим как-то незаметно исчезает сюжетная линия спектакля, который в результате распадается на ряд дивертисментов с участием главных действующих лиц. Безусловно, самые яркие – сцены Боцмана, Династии Мартыновны и Рахмета в исполнении А. Ранцанца, З. Вержбицкой и В. Сердюкова – актеров опытных, колоритных, которые умеют точно рассчитать реакцию зала, но вместе с тем оказываются не свободными от ранее наработанных приемов и штампов.
Спектакль длится без малого 3 часа, из них ровно 30 минут отводится на антракт (!!!) – это меняют декорации с изображением морских пейзажей (художник Е. Ждан). Созерцая их унылую синеву, задаешься риторическим вопросом: и почему для этого требуется целых полчаса?
Есть в спектакле и некоторые литературные "изыски". Например, любимая присказка Боцмана "бамбула психованный" или шуточки Генки: "Нужны мне твои цветы, как коню телевизор" – это он говорит влюбленной в него цветочнице Зиночке...
Вот такой спектакль предлагает зрителям театр музыкальной комедии. Хотели как лучше, а получилось... Эх, дуб зеленый, крыша соломенная!
Ольга БРИЛОН. Вечерний Минск. – 1999. – 15 июля.
|