« Назад
НА МУЗЫКАЛЬНОЙ СЦЕНЕ – ДУЭНЬЯ И СЕНЬОР
Видимо, еще долго Белорусский государственный музыкальный театр будут называть Театром музкомедии: очень уж привычным и традиционным было это название на протяжении десятилетий. По логике вещей, произошедшее в начале текущего года переименование свидетельствует в первую очередь о широком диапазоне творчества этой "обители муз", где осуществляются постановки практически во всех музыкальных жанрах, в том числе и балетных спектаклей.
Заметным событием в культурной жизни столицы стала премьера комической оперы Т. Хренникова "Доротея". Литературной основой для нее послужила комедия Р. Шеридана "Дуэнья" – один из шедевров мировой драматургии. Сюжет произведения известен зрителю по одноименному фильму, музыка к которому была написана также Т. Хренниковым. В комической опере "Доротея", названной по имени главной героини произведения и созданной несколько позже фильма, композитор использовал мелодико-тематический материал музыки кинокартины, что более-менее искушенный зритель чувствует сразу.
"Доротея" в постановке Б. Лагоды – это лирико-комедийное повествование с традиционными для этого жанра подменами персонажей, переодеваниями и забавными заблуждениями, иначе говоря – комедия ситуаций. Через весь спектакль проходят три основные музыкально-сценические линии: Доротеи и Мендоссе – откровенно комедийная, Инессы и Антонио – романтико-лирическая, Леонары и Фернандо – страстно-импульсивная. На пересечении этих линий и взаимодействии героев стремительно развивается сценический сюжет, импульс которому задает очень колоритный персонаж – Джеромо, отец Инессы, который все время стремится помешать естественному ходу событий и выдать дочь замуж не за того, кого она любит, а за престарелого сеньора. Роль Джеромо исполняет А. Костецкий, яркий характерный актер, который незаменим в подобных амплуа, хотя диапазон его драматического дарования намного шире.
Каждый герой имеет свою интонацию. Например, романтический образ горячо влюбленного Антонио в исполнении молодого обаятельного артиста Д. Якубовича передается через лирическую серенаду, которая повторяется на протяжении действия в несколько иной тональности. Эта нежная мелодия является своеобразным лейтмотивом любви и как бы соединяет в одну музыкально-драматическую тему действия персонажей. Партнерша Д. Якубовича И. Терентьева очень мила и обаятельна в роли Инессы, но она придает этому лирическому образу черты находчивости и смелости.
Прекрасной парой предстают Леонора и Фернандо (в исполнении И. Шитиковой и А. Заянковского). Она – безупречна красива, изящна и умна, он – мужественен и одновременно нежен. Высокий профессионализм И. Шитиковой, обаяние и непосредственность молодого артиста А. Заянчковского гармонично сочетаются, что, собственно, свидетельствует о "точности попадания" режиссера при выборе исполнителей.
Особенно колоритна пара – дуэнья Доротея (И. Заянчковская) и сеньор Мендоссе (В. Баженов). Если образ Мендоссе чисто юмористический и его куплеты "На свете жил сеньор не старый, хотя уже не молодой" практически являются основной его характеристикой, то образ Доротеи многограннее. Ее музыкальный язык отмечен многоплановостью и меняется в зависимости от психологической атмосферы ситуаций.
Сатирические сцены в женском и в мужском монастырях проникнуты, скорее, веселым юмором, чем обличительным фарсом. Так режиссер хотел показать, что и затворникам ничто человеческое не чуждо. Веселит публику гротескная сцена настоятельницы монастыря в исполнении И. Скоробогатовой и падре Пабло в исполнении А. Ранцанца.
В спектакле также заняты В. Сердюков, С. Шимко, артисты хора и балета.
Спектакль без преувеличения можно назвать удачным. Он изящен в своей легкости, музыкальности и хронометражной выверенности сцен.
Если захотеть, в спектакле можно найти некоторые шероховатости. Но в то же время их можно отнести на счет театральной условности, где часто яркий штрих оказывается важнее детальной точности. А желание зрителя и критика "все разобрать по косточкам" свидетельствует только об интересе к спектаклю.
Зоя ЛЫСЕНКО. Знамя юности. – 2000. – 20 апр. – С. 6.
|