« Назад
ОКОШКО С ВИДОМ НА ЕВРОПУ?
Белорусский государственный музыкальный театр открыл сезон. А вот ждать ли в этом сезоне "открытия Америки" – большой вопрос.
Последнее время Белорусский государственный музыкальный театр жил ожиданием перемен. Очередной точкой отсчета стало 5 июня, когда в труппу вернулся заслуженный артист РБ Алексей Исаев, добавив к традиционной для себя роли солиста-премьера еще и должность директора. Руководящее кресло позволило ему внимательнее отнестись ко всем прочим "местам для сидения", и 100 дней после назначения прошли в хозяйственных заботах. Причем начал он с закулисья.
В оркестровую яму были куплены новые стулья, ремонт туалетов позволил отойти от "вокзально-дырковой" эстетики, 120 оконных рам превратились в современные стеклопакеты, а в гримерках появились новые двери. И крыша при этом никуда не поехала, потому что ее тоже починили – все 4,5 тыс. кв. метров. Вот только с акустикой все останется по-прежнему: по словам директора, специалисты не дают гарантии, что перепланировка улучшит звук.
Здание, построенное ровно 20 лет назад (15 октября можно праздновать юбилей), еще никогда не переживало подобного к себе внимания: весь косметический макияж обычно предназначался для зрительской части. Хотя нельзя сказать, что на этот раз о ней напрочь забыли: был обновлен паркет в фойе, а главное, возникла идея на месте стойки бара 2-го этажа разбить зимний сад и сделать там небольшой подиум, на котором перед спектаклями могли бы происходить встречи поклонников со своими кумирами. Не правда ли, заманчиво?
Такая хозяйственная жилка у Алексея Исаева возникла не вдруг. Еще в бытность просто артистом он проявлял повышенную требовательность к тому, чтобы "костюмчик хорошо сидел", мотивируя это исключительно художественными целями: мол, на сцене артист должен быть в образе, а не думать о том, каким боком ему лучше повернуться, чтобы штанина не морщила. Так что правы те, кто утверждает, что этим ремонтом новый директор обеспечил себе памятник при жизни. Дело за малым: холодный мрамор постамента расцветить яркой творческой палитрой. А с этим в театре, похоже, сложнее.
На 10 ноября запланирована "Летучая мышь", возобновляемая "по лекалам" 1981 года: прежний вариант постановки, восстановленный артисткой Валентиной Петлицкой, дополнят заново выполненные (но по прежним проектам) костюмы и сценография. 29 ноября нас ожидает концерт-бенефис Виктории Мазур, 25-26 декабря – новогоднее ревю (при его подготовке артистов хора дважды в неделю будут учить танцевать канкан). К концу января должен выйти детский спектакль "Необыкновенные приключения в стране Мульти-Пульти", созданный по песенкам из популярных мультфильмов. Ну а главными премьерами сезона обещают стать постановки двух оперетт Имре Кальмана – "Цыган-премьер" и "Сильва". Первый спектакль в нашем театре еще не шел никогда, второй, напротив, почти не сходил со сцены, но объединит их кроме фамилии автора то, что оба, скорее всего, будут показаны под другими, гораздо менее избитыми и куда более "королевскими" названиями: "Король скрипачей" и "Королева чардаша".
А что? Может, это и впрямь символ королевских времен оперетты? Похоже, она собирается потеснить в театре остальные жанры, уживавшиеся на паритетных началах. Хотя внешне, казалось бы, поводов для беспокойства нет: после осуществления всех вышеперечисленных постановок директор обещал одну хореографическую премьеру к 10-летию балетной труппы. Выходит, по пресловутому остаточному принципу?
Между тем в свое время именно балет "зарабатывал" театру новое "звание"-название – государственного музыкального, а не просто музкомедии. А среди лучших постановок традиционно были "пограничные", балансировавшие между оперой и опереттой, драматическим спектаклем и мюзиклом. К сожалению, ничего подобного в планах пока не предусмотрено. И на вопрос о творческом потенциале, прозвучавший на пресс-конференции, директор перечислил едва ли не всех артистов старшего и среднего поколений, не назвав лишь самых молодых. Скажете, случайность? Молодежь почти не задействована в постановках, но при этом театр регулярно дает объявления в "Комсомолке": мол, требуются солисты-вокалисты. Приглашать их планируется из России. И гастролировать наш театр собирается тоже в России. Ведь, если вывезти в далекое зарубежье наши опереточные постановки, там не поймут не только русского языка, как гласит официальная версия, но и, судя по всему, и художественного языка самой постановки.
Сравните: театр "Московская оперетта", несмотря на свое узкое по жанру название, славится постановкой нашумевшего польского мюзикла "Метро". И буквально на днях "нашумел" не менее шокирующей (в хорошем смысле) премьерой мюзикла "Греховодник" Александра Чайковского, который в одном из телеинтервью назвал жанр мюзикла "опереттой второй половины ХХ века".
И все же как у нас с опереттами в начале ХХ века? Понятно, что их уже не пишут (хотя, судя по реакции театра на белорусские произведения, у нас скоро перестанут писать и мюзиклы: зачем писать, если их не торопятся ставить?). А как у нас ставят оперетты?
Сезон открывался "Веселой вдовой" Ференца Легара с Алексеем Исаевым в главной роли. И все же главным открытием спектакля стал не "директор на посту секретаря посольства графа Данило" (эта партия была в его репертуаре со дня премьеры 6 лет назад), а дирижер Геннадий Проваторов – профессионал экстра-класса, человек с мощным талантом, высоким интеллектом и необычайно тонкой душевной организацией. Благодаря ему спектакль заиграл новыми красками и особенно полутонами. Он стал тише и гораздо музыкальнее. Крикливая манера игры и пения уступила место выразительной фразировке, полной психологических нюансов. Инструментальные "проигрыши" в моментах мелодекламации приобрели значение "звучащих" движений души. Оркестровая ткань стала гораздо объемнее и прозрачнее, а новые темпы заставили внимательно вслушиваться в каждую ноту, не ограничиваясь узнаванием любимых мелодий. И хотя в самом театре очень по-разному отнеслись к непривычным требованиям маэстро, сам приход в труппу этого Мастера равнозначен повышению статуса театра не в два, а в двадцать раз.
Еще более очевидным стало это на втором спектакле нового сезона – "Принцессе цирка" И.Кальмана, где дирижировал Сергей Буряк. Нет-нет, никакого "криминала" не было, но музыка приобрела гораздо более бытовой характер, ту предсказуемость, которая стирает радость открытия. В ней исчезли детали, остался поднаторевший "широкий мазок", и в целом звучащая аура стала излишне "материальной", особенно в сравнении с тем космосом, который есть в прекрасном оформлении этого спектакля Зиновием Марголиным.
Бросилась в глаза и "хореографическая разность" двух спектаклей, ведь "Принцесса цирка" ставилась еще до появления в театре самостоятельной балетной труппы. Зато как украшает "Веселую вдову" балетная сцена "Ночной Париж"! И как украшают оба спектакля молодые артисты!
Вот только молодежь в зале, бывает, смеется не только из-за опереточных "хохмочек" (а в "Веселой вдове" есть и достаточно плоские, и даже двусмысленные шуточки, которые, похоже, не слишком рады произносить и сами артисты). Конечно, цена билетов от 2,5 тыс. до 265 и даже 95 руб. (на утренние спектакли) не оставит театр без зрителей. Но вот какими будут эти зрители (не по толщине кошелька, а по уровню интеллекта), зависит уже от театра.
Кристина КРЕМНЕВА. Белорусская деловая газета. – 2001. – 11 окт. – С. 12.
|