Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Комедия, да и только! (2001 г., Белорусская деловая газета)

Комедия, да и только! (2001 г., Белорусская деловая газета)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

КОМЕДИЯ, ДА И ТОЛЬКО!

а так мечталось о театре…

…Одна девушка рассказывала, как чуть было не поссорилась со своим молодым человеком. А все из-за театра – Белорусского государственного музыкального.

Дело в том, что когда-то в школе она ходила в культпоход. На "Марицу". Ничего, понравилось. Решила с мамой сходить на что-нибудь еще в тот же театр. Изучила афишу, купила билеты. Приходит – а там снова "Марица". Ничего, посмотрела из-за мамы, которая этот спектакль не видела. Потом познакомилась с парнем. А тот культурным оказался, предложил сходить в театр. Она, естественно, намекнула, что любит оперетту, но "Марицу" уже смотрела. И не один раз. Он как джентльмен выбрал другой спектакль. А пришли – снова "Марица". Ну, она еще раз посмотрела из-за парня, который ту "Марицу" не глядел. А он, чтобы ошибку исправить, снова билеты купил. И даже накануне в кассу перезвонил, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Финал, думаю, ясен: была снова "МАРИЦА"!

И это не анекдот. Это суровая правда жизни. Чтобы в этом убедиться, достаточно изучить афиши театра за последний сезон. Афиши и замены спектаклей, которые часто происходили так внезапно, что сами артисты узнавали об этом не просто в день спектакля, а буквально за пару часов до начала. Но если бы в этом была вся комедия! К сожалению, это действительно всего лишь комедия в сравнении с теми трагедиями и даже драмами, которые в этом театре происходят почти постоянно (и, увы, совсем не на сцене). С непонятным завидным упорством, "как будто в бурях (перефразируем – в тех "разборках" и кадровой чехарде, которые переживает этот театр) есть покой". Хотя… Творческий покой как раз и свойственен театру, жизнь которого проистекает несколько в другом измерении – на уровне бесконечного выяснения отношений. В том числе и в юбилейный сезон.

Как? Вы впервые слышите о юбилее? Оно и понятно: театр не отметил свое 30-летие ни торжественным концертом, ни веселым капустником. Ни хотя бы просто "очередной" премьерой. А ведь еще живо в памяти поклонников оперетты празднование четвертьстолетнего дня рождения – с полным юмора директорским спичем, в который были искусно вплетены названия всех когда-либо ставившихся спектаклей! Сослались на отсутствие денег – веско и традиционно, а плюс ко всему – неразрешимо. Хотя за скобками, как мне представляется, осталось отсутствие другого – инициативы. Может, еще и потому, что она у нас, как повелось, наказуема?

Год назад в Белорусской академии искусств состоялся выпуск специального курса артистов музыкального театра, в свое время набранного по заказу тогда еще Государственного театра музыкальной комедии в расчете на постановки мюзиклов. Как ни странно, в театре не слишком обрадовались пополнению, взяв в штат лишь трех человек. Всех выпускников вместе (поняв, что вместе они – сила) собрал предприимчивый Арнольд Ранцанц, готовившийся к своему бенефису под названием "Автограф". И это было зрелище! Вслед за молодежью, не уступающей по пластике артистам балета, "подтянулись" и артисты старшего поколения, сразу сбросившие добрых два десятка лет.

Кто даст ответ, почему тот "Автограф" канул в Лету, едва успев родиться? Одна противоборствующая сторона укажет на худсовет, который так и не принял решения о включении спектакля в репертуар. Другая – на бенефицианта, не отличающегося особым умением обходить конфликты стороной и унаследовавшего от своих героев умение плести интриги. Третья – на молодую нахальную поросль, мгновенно втянувшуюся не только в работу, но и в страсти-мордасти и поставившую свои "автографы" под одним из очередных в театре посланий в высокие инстанции. Как бы то ни было, пошел этот "Автограф" искать место под солнцем: то во Дворец культуры железнодорожников пристроится, то на сцену ТЮЗа. Не без потерь, конечно. Как тут не вспомнить другое, куда более любимое театром, но воистину мертворожденное дитя – "Алые паруса" Валерия Иванова. Поставленный год назад под занавес сезона и благополучно принятый худсоветом спектакль выдержал всего два премьерных показа и в новом сезоне (я специально следила) так и не возобновился, за что театру, учитывая удручающее качество постановки, большое искреннее спасибо.

А театр меж тем "на раздутых парусах" мчался к своему юбилею, когда не грех было бы вспомнить некоторые подробности 30-летней давности. В то время театр не имел своего помещения: репетировали и в Доме офицеров, и в фойе одного из Домов культуры, и в спортивных залах, и в каком-то полуподвальном помещении со множеством труб, к которым в самом буквальном смысле слова руки примерзали. Иными словами, театр в целом и каждый артист в отдельности горели желанием работать. Ставить и ставить что-то новое!

Похоже, сегодня это желание "сгорело" окончательно. Не то чтобы вдруг все артисты впали в обломовщину, но "обломчики" в самом театре идут один за одним. Сравните: в былые годы ставилось до шести (!) премьер, юбилейный же сезон не принес ни одной. А сколько всего в этом году планировалось! Хотя, признаться, планы эти со стороны казались какими-то спонтанными, молниеносными – вероятно, потому, что часто менялись. То предполагалось главный упор сделать на классические постановки – правда, в новой сценарной редакции. И с афиш исчезали еще вполне добротные спектакли, чтобы якобы возродиться в новом качестве. И даже над ними вроде бы начиналась работа или вот-вот должна была начаться. Но почему-то конечный результат так и не появился.

А помните? Еще осенью, сразу после "Золотого шлягера" в Могилеве (и тоже под грифом этого Международного музыкального фестиваля), в театре состоялся авторский вечер композитора Александра Журбина (тот возвращался из Могилева в Москву и далее в Америку, где живет и работает уже несколько лет). В финале, придавая концерту стройную трехчастную форму, на сцену вновь вышел тогдашний главный режиссер театра Борис Лагода и дал торжественное обещание поставить один из мюзиклов этого автора. Я ехидно отметила про себя, что это явно рекламный трюк, не имеющий под собой никакой реальной основы. И, видно, сглазила добрые начинания, так как все обещания остались только словами.

Зато на майской афише появились "Комедианты" Марка Самойлова – еще одного российского композитора-эмигранта, известного в нашем театре своей "Дорогой Памелой", поставленной три года назад. "Памела" и поныне украшает театральные афиши. Однако при всех своих несомненных достоинствах, среди которых особо следует отметить актерские работы, этот, с позволения сказать, "мюзикл" не отличался особой музыкальной насыщенностью. Знаменитый белорусский музыкант Владимир Ткаченко, получивший клавир для дальнейшей оркестровки, был вынужден буквально "досочинять" многие оркестровые линии, а также включить в спектакль несколько других мелодий автора, предварительно их доработав. Тем не менее успех "Дорогой Памелы", что называется, "имел успех": "Памела" оказалась относительно дешевой в денежном измерении и не требовала затрат на авторские отчисления композитору, ныне живущему в дальнем зарубежье. Неужели именно этот фактор стал главенствующим при повторном обращении к музыке М. Самойлова?

К сожалению, мы этого, похоже, уже так и не узнаем. К концу мая – а именно на последние числа месяца и была назначена премьера – "Комедианты" скромно исчезли с афиш, чтобы больше не появиться. Официальной версией был перенос "по техническим причинам". А настоящей?.. Неужели выбор и планирование театрального репертуара должны быть подвержены игре человеческих страстей? И что может быть более ответственным в жизни театра, чем формирование его афиши, а значит, и имиджа?

Новым "имиджем" театра пока стал новый директор – Алексей Исаев, бывший ведущий солист театра, вернувшийся в родные пенаты уже в новом качестве. Планы театра, естественно, изменились. Вероятно, к лучшему: надеяться на противоположное было бы в высшей степени кощунством. Однако полной ясности, куда будет двигаться театр, что изберет своим ориентиром, пока нет. По крайней мере, для прессы. После назначения директора не состоялось ни одной пресс-конференции, которыми когда-то сопровождались все более или менее значимые для театра события. Быть может, "глава кабинета" ждет истечения положенных ему "100 счастливых дней"?

А в это время весь цивилизованный мир делает бизнес на мюзиклах. Да взгляните реально: даже победителями эстрадных песенных конкурсов в последнее время почему-то стойко становятся не новоявленные поп-звезды, а артисты мюзиклов, исполняющие в качестве хитов фрагменты из своих спектаклей. На "Золотом шлягере" в Могилеве Гран-при получает американец Антонио Мартинез за песню из мюзикла Кiss me, на "Славянском базаре в Витебске" – москвичка Теона Дольникова за "Молитву" из мюзикла "Метро". Думаете, случайность? Или есть какая-то закономерность, что лучшими оказываются солисты с богатым театральным опытом и далеко не дискотечным репертуаром, что побеждают даже не певцы, а сам жанр мюзикла, давно покоривший Европу и Америку?

Нет, я не против оперетты: хороши все жанры, кроме скучного. Но почему-то считается, что мюзиклы для нас – дорогостоящий проект. Хотя сумел же найти спонсоров для своего блестящего шоу А. Ранцанц! Может, лучше искал? Заинтересованнее? Или понял, что в искусстве решают все не столько дорогостоящие спецэффекты и вложенная в них наличность, сколько наличие (или отсутствие) творческой фантазии и желания работать.

А ведь самое обидное, что лет 15 назад театр нашел и свой стиль, и своих преданных поклонников – в том числе среди самых "зубастых" критиков всесоюзного масштаба. Вершинным спектаклем нашего театра, бесспорно, была фольк-опера "Клоп" Владимира Дашкевича.

Неужели действительно – только была? Да нет же, нет! В театре накоплен богатейший артистический потенциал. Скажите, где еще вместе собраны блестящие каскадные артисты, великолепные примадонны с нестареющими голосами, яркая, пластичная молодежь, одержимая желанием творить чудеса, да еще непревзойденные солисты балета, равно прекрасные в классике и в модерне?

Кстати, современный балет мог бы стать еще одним направлением, придающим театру специфику и формирующим его отличительные особенности. Тем более что в труппе работают лауреаты международных конкурсов Юлия Дятко и Константин Кузнецов, известные свой приверженностью к экспериментам. Мог бы работать и хореограф мирового (без всякого преувеличения!) уровня – небезызвестный Раду Поклитару. В свое время он ставил для Юли и Кости их бенефисный спектакль "Мгновения" (промелькнувший в афишах все тем же неуловимым "мгновением", но зафиксированный Белорусским телевидением), бесчисленное множество миниатюр и одноактных балетов, с которыми они побеждали на конкурсах и которые имеют право на самую интенсивную репертуарную жизнь. Так и не получив у нас работы по специальности и оставшись де-юре артистом кордебалета (маленьким человеком Большого театра), в конце сезона Р. Поклитару принял предложение из Молдовы и уехал на свою родину занять пост главного балетмейстера театра оперы и балета. Мимоходом еще кое-что поставил в нескольких театрах, стал лауреатом Международного конкурса артистов балета в Москве за лучшую хореографию. А "Золушка" на музыку С.Прокофьева, столь "опрометчиво" заказанная ему Белорусским государственным музыкальным театром для постановки в юбилейном сезоне, так и осталась невостребованной. Как не востребованы и новые мюзиклы признанных белорусских композиторов: "Опасные связи" Владимира Кондрусевича, "Лунный день" Владимира Доморацкого.

Может, потому что сам театр, раздираемый вечными конфликтами "мачехи и падчериц", так напоминает Золушку в начале сказки? И при этом не стыдится постоянно вступать в "опасные связи" с кадровыми играми и выяснением кулуарных отношений. И даже не пытается найти свой "лунный день", в который невозможное возможно – и вновь цела та прерванная нить, соединяющая явь и грезы, что превращают Золушку в Принцессу. А ведь театр так в этом нуждается! И в новых спектаклях разных жанров, и в бережном сохранении лучших старых постановок, и в постоянном пополнении национального репертуара. Домечтаемся? Или так и останемся не совсем музыкальной комедией?..

Кристина КРЕМНЕВА.
Белорусская деловая газета. – 2001. – 23 авг.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: