Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Уже директор, но все еще актер (2001 г., Цэнтральная газета)

Уже директор, но все еще актер (2001 г., Цэнтральная газета)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

УЖЕ ДИРЕКТОР, НО ВСЕ ЕЩЕ АКТЕР

Логично или парадоксально? Алексей Исаев, заслуженный артист Беларуси, получивший известность, будучи ведущим солистом Белорусского государственного музыкального театра, три месяца назад становится… его директором! В нашу страну, кстати, он приехал десять лет назад из России. Ко всему успел на "своей второй родине" заявить о себе как об эстрадном исполнителе, стать лауреатом премии Белорусского союза молодежи и… завести семью. Как оказалось, маленький сын Алексея Николаевича вдохновил своего творческого папу задуматься о том, что пора включить в репертуар музыкального театра новый, современный детский спектакль. У "свежеиспеченного" директора, с которым беседует наш корреспондент, немало и других интересных задумок.

– Назначение на должность директора театра, где я на тот момент не работал (возглавлял собственный коллектив в "Белконцерте"), было очень ответственным для меня, – признается Алексей Николаевич. – Как актер я думал: вернусь в свой Музыкальный театр в новом качестве – и сразу все измениться к лучшему. Перемены же эти происходят постепенно. Главная цель, которую я ставил перед собой, – поднять имидж театра с начала нового театрального сезона, вернуть ему былой статус популярного очага культуры.

В бывшем Союзе в пятерку лучших театров оперетты – вместе в Московским, Ленинградским, Свердловским и Одесским – входил и наш, музыкальной комедии. Но уже в 1988 году стали заметны сбои в нашем "сложном механизме". Театр – это не только особый творческий дух, должны быть и "стены", вдохновляющие на высокое искусство. Однако когда речь зашла о средствах на ремонт нашего здания, которому уже 20 лет, вышестоящее руководство отреагировало так: "Не волнуйтесь, не только у вас в ремонте задержка, но и в столичной музыкальной школе". Но разве можно приравнивать к школе музыкальный театр, учитывая, что таковых всего два в стране? С открытием сезона к нам практически ежедневно приходят более 800 зрителей. Иногда продаем и билеты на приставные стулья, входя в положение гостей столицы, которые не могли загодя купить билет. Зато эти благодарные зрители, предположим, вернутся в свою глубинку и скажут там: "Есть в столице музыкальный театр, замечательные артисты!"

Наш театр создан в 1970 году (до 2000 года именовался "Государственный театр музыкальной комедии РБ"), собственное помещение – оригинальное по архитектуре и дизайну здание – коллектив получил в 1981 году. Объем уже проведенных и еще предстоящих ремонтных, реконструкционных работ огромный. Включая все еще протекающую крышу. Прежде у нас уделялось внимание лишь зрительской части театра. Но как можно требовать от людей искусства служения ему, если актеры не чувствуют заботу о себе – выходят на сцену из плохих, обшарпанных гримерок? "Никакими" были и служебные фойе на всех этажах, коридоры и – хуже общественных запущенных – туалеты. В актерской части многое уже приведено в надлежащий вид, дойдет очередь и до 3-4-го этажей.

Заменили все наши двери, а также – 120 окон на стеклопакеты, обновили паркет. Для оркестра закуплены красивые удобные стулья, которые в случае необходимости не стыдно поднять на сцену. Демонтировали неприглядные барные стойки, поскольку они и не использовались. На их месте создадим "зимний сад", небольшую эстрадную сцену с фортепиано, В задумках – устраивать там творческие встречи с ведущими солистами театра, с которыми зрители смогут непосредственно пообщаться за час до начала спектакля...

Уверен, что смогу быть полезным для театра в новой должности. Я всегда старался побуждать своих коллег по театру работать лучше. Было дело – на меня, например, мастера костюмерного цеха обижались, когда я высказывал справедливую критику в их адрес. Но кто поспорит с тем, что у артиста третьего тысячелетия сценический костюм должен сидеть безукоризненно? Иначе актер просто не сможет полностью выложиться перед публикой. Когда что-то в костюме безобразно морщит, неестественно топорщатся складки, солист на сцене думает не о том, как ему красиво спеть – поневоле сосредотачивается на мысли, как бы лучше ногу поставить, чтобы зритель не увидел плохо сшитой брючины... Вообще, артиста легко обидеть – это очень ранимые, впечатлительные люди.

– Алексей Николаевич, изменение статуса вашего – осуществляющего постановки практически всех музыкальных жанров – театра и переименование его в Белорусский государственный музыкальный театр свидетельствуют (как отмечается в выпущенном к его 30-летию буклете) о высокой репутации у профессионалов и зрителей, заслугах в развитии белорусского музыкального искусства, широком диапазоне творчества. Насколько высок творческий потенциал вашей труппы сегодня?

– Если говорить о "смене поколений", солисты-вокалисты, мастера сцены высочайшего уровня народных артистов Беларуси Натальи Гайды, Виктории Мазур, Петра Ридигера, заслуженного артиста Беларуси и Украины Арнольда Ранцанца, а также заслуженных артистов нашей страны Германа Козлова и Зинаиды Вержбицкой не рождаются каждый год. В скором будущем надеемся поздравить с присвоением высокого звания "заслуженный артист" Виктора Баженова и Валентину Петлицкую. Из числа молодых ярко заявили о себе Лидия Кузьмицкая, Ирина Терентьева, лауреат международных конкурсов Леся Лют. В числе ведущих солистов-вокалистов – Людмила Станевич, Ирина и Антон Заянчковские, Виктор Шабуня, Ирина Шитикова, Эдуард Мартынюк, дипломант международного конкурса Василий Мингалев... Главное – правильно расставить каждого на роли, в иных случаях, для пользы дела, снять с артиста лишний апломб (не секрет, что в эту профессию иногда идут люди с завышенной самооценкой).

Коллектив, без преувеличения, сильный. У нас прекрасный балет, работающий под руководством заслуженной артистки России Нины Дьяченко. Из числа его солистов хочется отметить лауреатов семи международных конкурсов Юлию Дятко и Константина Кузнецова. На достаточно высоком уровне хор (в этом заслуга его артистов и, конечно, главного хормейстера Светланы Петровой), оркестр. В роли его дирижера наш театр счастлив видеть замечательного музыканта, народного артиста России Геннадия Проваторова.

– Для творческого коллектива важно, как говорится, не количество, а качество?

– А еще лучше, – улыбается Алексей Николаевич, – и то, и другое. Что касается численного состава труппы, сегодня в оркестре 67 музыкантов и по 40 артистов представляют хор, балет, цех солистов-вокалистов. Для того, чтобы успешно работать, реализовывать новые задумки, желательно каждый из наших творческих цехов увеличить человек на 20. И ждем мы, конечно, талантливых. А по большому счету не только наш, но и многие музыкальные театры России, Украины испытывают нехватку профессионалов. Будем стараться приглашать их и из России. Я, к примеру, сам оттуда приехал. В этом смысле наш коллектив складывался "собирательно". Раньше люди стремились работать у нас – чувствовали свою востребованность и вместе с тем защищенность, уверенность в завтрашнем дне. Им, что очень важно, предоставлялись квартиры. Сегодня же у артистов нет полной уверенности, допустим, в решении жилищного вопроса. Обидно, что вокальное искусство, например, испытывает определенный спад, профессия солиста-вокалиста утратила популярность, поскольку ставка ведущего мастера сцены – всего 70 тысяч рублей за месяц плодотворной работы, А ведь не каждому дано стать артистом. И люди, ступив на эту стезю, ищут себе достойное в материальном плане применение. Уезжают кто в ближнее, кто в дальнее зарубежье, выступают там, где за один концертный вечер можно заработать порядка 50 долларов. Ну а у тех, кто работает на энтузиазме, можно сказать, в нашем театре, не становится пухлым кошелек, зато растет популярность, авторитет у зрителей.

– Чем по-хорошему удивите публику в нынешнем театральном сезоне?

– На 25-26 декабря запланирован эстрадный мюзик-холльный концерт-ревю, который пройдет нон-стопом, в двух отделениях. Цель концерта – показать труппу с самых разных творческих сторон. "Голосовой" артист должен уметь петь все. Подтверждение тому – выступления на эстраде Василия Мингалева, Натальи Гайды, Анатолия Олеха. К искусству эстрадного танца вся наша труппа будет приобщаться на обязательных занятиях ритмики, которые я ввожу в программу репетиций. Каждый у нас должен прекрасно и танцевать, и петь, и выступать в роли драматического актера. И чтобы артисты хора тоже могли проявить свою творческую индивидуальность, дадим им возможность выступать квартетом, трио и так далее. Пусть поют и ко всему танцуют! Каждый наш спектакль должен быть праздником яркого света, хорошего действа. А значит, нам как воздух нужны еще и свежий взгляд, профессионализм режиссера и дирижера, имеющих опыт работы именно на эстраде. В нынешнем году с нами начали плодотворное сотрудничество эстрадный режиссер Василий Бизюк и приехавший из Ростова дирижер-эстрадник Михаил Радинский.

В ноябре режиссер-постановщик из России Яков Лифшиц приступает к работе над спектаклем "Цыган-премьер" (известном и под названием "Король скрипачей"), который, предполагается, зритель увидит в марте.

Когда наш творческий коллектив находился на взлете, мы ставили за сезон и по 6-7 новых спектаклей. Сейчас сложностей много, но интересными, разноплановыми премьерами, по мере возможностей, обязательно будем радовать зрителей. Наш исполняющий обязанности главного режиссера Борис Второв намерен приступить к работе над опереттой И. Кальмана "Королева Чардаша". Кроме того, мы планируем осуществить новую балетную постановку к концу нынешнего театрального сезона. А за весь этот сезон хотим показать зрителям 20-22 наименования разножанровых спектаклей, в том числе и для детей. В настоящее время им предлагаем мюзикл В. Улановского "Золотой цыпленок" и музыкальную феерию С. Баневича "Стойкий оловянный солдатик". Поскольку за последние 8 лет в театре не было создано ни одного нового спектакля для юного зрителя, мы решили ликвидировать этот пробел. Выпускница Академии искусств, молодая талантливая режиссер Анастасия Гриненко уже написала сценарий музыкальной феерии (по мотивам популярных мультфильмов), который принят нашим художественным советом. Премьера состоится в конце января. Кроме того, в задумках – компоновка специальной концертной программы (включающей фрагменты наших самых лучших оперетт), с которой будем гастролировать по всей Беларуси – доносить наше музыкальное искусство и до глубинки. Мы всегда готовы откликнуться на предложение выступить там, где, как говорится, не ступала нога артиста, но где люди ждут праздника. Это своего рода духовная помощь им. Будем продолжать нашу замечательную традицию – шефские концерты в домах ветеранов и инвалидов (здание нашего театра, увы, не приспособлено для въезда инвалидных колясок).

Смена привычной обстановки – это всегда глоток свежего воздуха для артистов, движение – это чистая, свежая кровь. Если позволят средства, труппа сможет гастролировать как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Как известно, не нуждается в переводе язык хореографии. Нашей балетной труппе горячо аплодировали в ряде стран мира, в том числе в Германии и Швейцарии (ее выступления получили широкий отклик в зарубежной прессе), наших солистов балета всегда рады встретить там вновь.

Ну а в гастрольных планах оркестра театра – поездка в Польшу. Между прочим, заинтересованности менеджеров, широкой пропаганде нашего искусства, бесспорно, способствовало бы и подключение в сеть Интернета. Ищем и для этой цели спонсоров. Творческая планка поставлена высокая – ориентироваться на классическое музыкальное искусство Вены и Парижа... При этом всегда готовы рассмотреть заслуживающие внимания творческие предложения наших талантливых земляков – белорусских композиторов, драматургов. Двери моего директорского кабинета всегда открыты для добрых, светлых начинаний. Наряду с тем творческие идеи могут аккумулироваться и... в прекрасном, обновленном фойе нашего театра: вскоре мы создадим клуб любителей оперетты, предоставим людям возможность собираться, общаться…

– Алексей Николаевич, в Музыкальном театре открылся 32-й театральный сезон классической опереттой Ф. Легара "Веселая вдова". Я была очевидцем: в антрактах зрители, рассматривая портреты артистов, под которыми значились звания и должности, не скрывали того, что их приятно удивило: "Сам директор Исаев исполняет главную роль (графа Данило)!.." Не сложно ли вам сочетать руководство театром с привычной для вас, но не менее ответственной вокальной работой?

– Если откровенно, то, конечно, непросто. Но до тех пор, пока я чувствую себя уверенно как актер, намерен сохранить за собой свои любимые роли: графа Данило, а также мистера Икс и Тассило (из оперетт И.Кальмана "Принцесса цирка" и "Марица"). А для души, когда есть на это настроение, уже за рамками театра выступаю на эстраде с трехчасовой сольной программой.

– Спасибо, Алексей Николаевич, за интервью. Пусть музы всегда покровительствуют вашему уникальному в своем роде театру.

Е. КЛИМЕНКО.
Цэнтральная газета. – 2001. – 26 кастр.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: