« Назад
АЙБОЛИТ, КОТОРЫЙ ПУТЕШЕСТВУЕТ ВО ВРЕМЕНИ, СДЕЛАЛ ОСТАНОВКУ НА СЦЕНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Корней Чуковский сочинил сказку про Айболита в далеком 1929 году. Но и сегодня малыши знают ее наизусть – как их мамы, бабушки, прабабушки... Многие дети и взрослые помнят и замечательный фильм Ролана Быкова "Айболит-66". А сейчас добрый доктор появился на сцене Белорусского государственного музыкального театра. Это Айболит нового образца – 2002 года выпуска. Вот так этот сказочный герой совершает путешествие во времени.
Коллектив давно чувствовал себя в долгу перед юными зрителями: для них ничего нового не ставилось лет шесть. В планах этого сезона было грандиозное действо, которое перенесло бы ребят в страну "Мульти-Пульти". От этой идеи театр не отказался, но ее воплощение в жизнь несколько отодвинулось. Быстрее можно было осуществить другой проект – "Айболит-2002". Что и было сделано. Сделано оперативно, талантливо, броско, зрелищно.
Раньше в моде был девиз: для детей надо писать как для взрослых, только лучше. Сейчас иначе просто нельзя: сегодняшних детей, избалованных видиками и компьютерами, удивить нелегко. Постановщики понимали, что фабула спектакля (в его основе сценарий Р. Быкова и В. Коростылева) юным зрителям может показаться наивной и простоватой. Зато идея сказки о неизбежном торжестве добра над злом всегда актуальна. Однако чтобы она, эта идея, не оказалась голой, пришлось немало потрудиться постановочной группе и артистам. В результате для нее был создан оригинальный и вполне современный наряд. Режиссер-постановщик Анастасия Гриненко и художник-постановщик Андрей Меренков, недавние выпускники Академии искусств, проявили тут не только молодой задор и богатую фантазию, но и высокий профессионализм. Что и помогло упаковать старое содержание в новую форму. Некоторые мизансцены, костюмы напоминают крутые боевики. Но не это и не мобильник в руках Бармалея – главные приметы XXI века в спектакле. Дыхание времени чувствуется в его атмосфере, поведении героев, во многих деталях. Оно проявилось и в сценографии: плавностью линий, смелым сочетанием красок, находчивостью она сродни анимационным лентам. Весьма современно и пластическое решение спектакля. Дмитрий Якубович, не будучи профессиональным балетмейстером, использовал своеобразную ритмику, наполнил хореографические композиции поистине взрывной энергией.
Молодой хормейстер Анна Моторная тоже внесла свой вклад в современное звучание спектакля. Ей приходилось самой делать отдельные аранжировки. Автор музыки Игорь Левин ставил своей целью создать развлекательное сочинение и не думал, что в нем большую роль сыграет хор. Однако именно он придал музыке красочность и мелодичность.
Но главное – как же восприняли спектакль зрители? В программке жанр его определен так: мюзикл для детей и взрослых. Мамы и папы едва ли восприняли зрелище так, как их дети, – то есть как праздник. Зато они, глядя на ребят, могли вспоминать себя в детстве и учиться лучше понимать своих чад. Дети же заинтересованно следили за всем происходящим. Сколько восторгов и аплодисментов вызвали собака Авва (арт. Людмила Сучкова), обезьянка Чичи, такая уморительная, грациозно скользящая на роликах (Алла Баранова). А "противный и дефективный" Бармалей в исполнении Дмитрия Якубовича привлекал своей колоритностью. А что же сам добрый доктор? Его, пожалуй, принимали с меньшим восторгом, чем пиратов. Хотя Арнольд Ранцанц сделал все, что мог, чтобы сквозь дидактику проглядывали человеческие черты и эмоции.
Итак, долгожданная премьера детского мюзикла в Музыкальном театре состоялась. Спектакль будет жить и, как говорится, дозревать на корню. В цепочке Айболит-29, -66... появилось новое звено под номером 2002. И, судя по всему, на этом она не прервется.
Галина ЦВЕТКОВА. Вечерний Минск. – 2002. – 17 мая.
|