« Назад
ЕВГЕНИЙ ЖДАН И "ШЛЯПА НАПОЛЕОНА"
Заслуженный работник культуры Беларуси, лауреат премии "За духовное возрождение" Евгений Иванович Ждан известен в республике как художник-декоратор, живописец, оформитель праздничных концертов. К искусству еще в детстве его приобщила мать, которая ткала чудесные орнаментальные ручники. В семье бережно сохранялись народные традиции, и это не могло не сказаться на зрелом творчестве художника: он создал галерею образов белорусских святых и деятелей просвещения – Евфросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Софьи Слуцкой и других. В родной деревне Снов открыл картинную галерею и культурно-просветительский центр.
После окончания Белорусского театрально-художественного института работал в Государственном театре оперы и балета, где оформлял спектакли. Уже в первых работах "Аида", "На дне", "Князь Игорь" проявились виртуозная техника и неординарное мышление, интересная цветовая гамма. Но мэтры не всегда были справедливы к молодому художнику, обвиняя его в… мистицизме.
Ведь в те годы писать на религиозные темы воспрещалось. А Ждан рисует на щите Матерь Божью, на суперзанавесе – городскую площадь с церковью в центре… Однако художник отстоял свое право на творчество.
Считая, что театрально-декорационная живопись опирается на станковую, дополненную красочностью, праздничностью, учитывая особенности театра – технику, акустику, освещение, костюмы, – Ждан нащупывает собственный художественный почерк. В нем реалистическая образность сочетается с символикой и метафоричностью, некоторым произведениям присущи философская направленность и авангардизм. Эти принципы воплотились в оформлении балетов "После бала" Вагнера, "Дон Кихот" Минкуса, опер "Фауст" Гуно, "Иоланта" Чайковского, "Риголетто" Верди.
Заметной вехой в творчестве Ждана стала работа над оперой "Галька" Монюшко, в которой сценография построена на противостоянии величия цветовой симфонии горных пейзажей и горделивой помпезности шляхецкого замка и его интерьера.
С 1994 года Евгений Ждан работает главным художником Государственного музыкального театра Беларуси. Здесь в полной мере проявилось его умение найти художественное решение, адекватное идейному содержанию спектакля, помочь режиссеру раскрыть основные сюжетные линии ("Цыганский барон", "Муха-Цокотуха", "Целуй меня, Кэт", "Доротея"). Тонкое ощущение эпохи и ее стиля определяют соответствие декораций духу и характеру постановки. Так, легкие, эффектные декорации к спектаклю "Шляпа Наполеона" подчеркивают романтическую возвышенность действия. И совсем иначе решен суперзанавес: тема Наполеона присутствует в виде всадника, взлетевшего к облакам на белом коне. Тут – философия взлета и падения Наполеона…
Произведения Евгения Ждана находятся в Национальном художественном музее Беларуси, Московском музее Бахрушина, Белорусском театральном музее, Несвижском музее, а также в частных коллекциях в Германии, США, Японии, Франции, Польше и других странах.
В настоящее время мастер работает над спектаклем "Заколдованный принц" в Государственном музыкальном театре. Переосмысливает наше историческое наследие. Особенно привлекает его язычество: культ Перуна, Ярилы и других богов. Художник надеется донести до зрителя наиболее интересное из жизни наших далеких предков. Пишет в новой для себя манере, соединяя черты авангарда, сюрреализма и реализма. Но главной для него по-прежнему остается тема духовности. Свидетельство чему – образ матери с младенцем на руках в новых работах Евгения Ждана.
Галия ФАТЫХОВА. Театральная газета. – 2002. – № 2 (февр.). – С. 7.
|