Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Тайна Мистера Икс (2002 г., Лунінецкія навіны)

Тайна Мистера Икс (2002 г., Лунінецкія навіны)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

ТАЙНА МИСТЕРА ИКС

Не так часто нам предоставляется возможность общаться с людьми, жизнь которых проходит на сцене. И когда артист на ней волнуется, плачет, радуется, грустит, нам порой кажется, что вот это и есть его жизнь, таков он и есть. Сколько кумиров мы себе выбираем, заражаясь светом их души, страстью. Бывает, узнав их в жизни, мы разочаровываемся.

В этот раз было иначе. Беседа с народным артистом Республики Беларусь Петром Васильевичем РИДИГЕРОМ тронула до глубины души, оставила в ней добрый след.


Познакомились в его первый приезд на Лунинетчину. Редакция "Лунiнецкiх навiн" проводила День газеты в Микашевичах. Во Дворце культуры РУПП "Гранит" выступали артисты Государственного музыкального театра. Петр Васильевич сидел в центре зала и с интересом наблюдал за выступлением своих коллег.

На сцене звучала ария из оперетты "Вольный ветер", а артисты Алла Баранова и Дмитрий Якубович мастерски ее исполняли. Петр Васильевич сидел восторженный, завороженный, как будто все это он видел впервые. Сопереживание и волнение за своих друзей было таким искренним, таким добрым, что рядом с этим человеком стало очень легко и просто, складывалось впечатление, что знаешь его всю жизнь. Никакой "звездности", парадности, напыщенности – ни во взгляде, ни в выражении лица, ни в жестах. Простота, естественность, интеллигентность и достоинство были во всем его облике. Сразу не могла не спросить:

– Петр Васильевич, Вы так всегда волнуетесь за своих коллег?

Как ни странно, всегда, когда играют мои друзья. Радуюсь за них от всей души. Ведь каждый выход – это кусочек жизни, который проходит по-новому: разное настроение, разная публика.

– А Вы сами волнуетесь во время выступлений?

– Я, наверное, застенчив. Это не одно и то же. Когда приходит мастерство, волнение уходит. Хотя легкое волнение просто необходимо. Это дает какую-то приподнятость. Ну, а когда разволнуюсь больше, чем положено, задаю себе вопрос: "Стоп, в чем дело? А что случилось?" И настраиваю себя, иной раз прибегаю к аутотренингу. Я уже 28 лет на сцене и бывало всякое, конечно. И "полеты", и "зажимы".

– Может быть, именно эти полеты и делают профессию артиста столь притягательной? Именно поэтому артисты не представляют своей жизни без сцены?

– Безусловно, вот этот полет души, эйфория, ощущение подъема и радости становится для артиста тем необходимым воздухом, без которого он уже не может. И потом: ведь артист переживает много жизней на сцене. Театр дает возможность сыграть такие жизненные ситуации, которые артисту, возможно, инее представилось пережить в его реальной жизни. вес это откладывается в хранилище души артиста и делает его богаче духовно.

– Прежде чем продолжить разговор о Вашей творческой жизни, прошу Вас рассказать о себе. Ведь Ваша фамилия – Ридигер – очень известна и уважаема на Лунинетчине. Она воплощена в название одной из самых красивых деревень нашего района. Расскажите, пожалуйста, об истории своей семьи. Она имеет отношение к ученому-мелиоратору, в честь которого названо Ридигерово?

– У меня славные предки. Портрет прадеда – генерала инфантерии, участника Отечественной войны 1812 года – висит в Эрмитаже. Дед – тоже офицер – погиб на гражданской войне. Отец в годы Советской власти был дипломатом. Незаконно репрессирован: выслан в Казахстан, уже в наше время реабилитирован. Я родился в Семипалатинске спустя шесть месяцев после смерти отца. К сожалению, рано ушла и мама. В 14 лет началась моя самостоятельная жизнь. Уже когда я жил в Беларуси, из Москвы мне написала жена Владимира Романовича Ридигера, этого самого ученого-мелиоратора, в честь которого названа деревня. Она искала родных по линии мужа, предполагая, что я из их числа. Написал ответ. Мы не родственники, но общая фамилия всегда предполагает какое-то родство, пусть даже в те далекие времена, о которых нам не удастся ничего узнать. Не правда ли?

– А что было до Беларуси? 

– После музыкальной школы там же в Семипалатинске окончил музыкальное училище по классу фортепиано. Позже окончил Государственный педагогический институт имени Гнесиных в Москве по классу вокала. Однако фортепиано не бросал. Порой приходилось играть по 12 часов. Вообще, труд пианиста очень напряженный. Чтобы быть в форме, нужно постоянно играть. Участвовал в конкурсе пианистов в Варшаве. Было очень приятно получить звание лауреата международного конкурса имени Шопена. Потом все-таки перешел на вокал. Пел в опере. Работал в Воронеже, Ленинграде. В 1981 году, когда в Минске открылся Театр музыкальной комедии, тогдашний министр культуры пригласил меня в столицу Беларуси.

– Оперетта считается легким жанром, несмотря на всю сложность ее исполнения. Легко ли Вы перешли из более серьезного жанра – оперы – в оперетту?

– Несмотря на кажущуюся легкость жанра, было непросто. Чтобы сделать переход из сложного драматического текста на танцевально-музыкальный лад, нужна большая внутренняя работа над собой. Помню, как мне было непривычно и неудобно переходить на венгерские танцы, чардаш. Сразу не получалось. А коль не получается, так и не хочется. Потом постепенно пришло мастерство.

– Какие из ведущих ролей Вам особенно по душе?

– Во многих спектаклях играл главные роли. Особенно близки оперные партии в "Пиковой даме", "Травиате", "Евгении Онегине". В оперетте – Мистер Икс в "Принцессе цирка".

– Чтобы быть главным героем в оперетте, необходимо иметь и красоту, и пластичность, и голос, и обаяние.

– На мужские роли всегда непросто найти актера, он всегда в дефиците. Кроме профессионализма, необходимы и определенные качества характера человека. Здесь без постоянной работы над собой, повышения мастерства далеко не уйдешь. И не спасет внешность. Очень важны ресурсы души. Есть певцы, которые на интуиции выдавали удивительные вещи. Знаменитый Федор Шаляпин не оканчивал аспирантуры, но его исполнение заставляло трепетать весь мир.

– Часто нам, простым зрителям, кажется: когда актеры играют любовную сцену, они влюблены по-настоящему. Бывает ли так?

– Да, что-то подобное происходит. Какая-то сценка в игре, обоюдное притяжение. Тогда очень удобно играть. Если этого нет, любовный дуэт звучит фальшиво, игра не так вдохновенна. Я бы сказал, что если нет этого чувство, то его на время спектакля надо, наверное, придумать, войти в эту роль.

– А как Вы запоминаете текст?

– Зубрежкой не занимаюсь. Сначала идет читка текста, потом репетиции. Когда войдешь в "шкуру" героя, текст запоминается сам собой.

– Свою роль Вы пропускаете через себя, видоизменяете, вносите коррективы?

– Любой артист делает ее для себя, как бы "одевая" роль на себя. Иначе не видна его индивидуальность. Меня всегда восхищали актеры Яковлев и Лановой, которые на отрицательных чертах героя могли вызвать симпатию у зрителя.

– Кого из актеров Вы бы назвали своим учителем?

– Поучиться можно у многих. Чем-то мне ближе Николай Константинович Симонов. Одна из самых запоминающихся его киноролей – Петр I.

– От мужчин перейдем к женщинам. Вы каждый день видите красавиц в пышных нарядах, слышите их прекрасные голоса. А в жизни какие женщины вызывают у Вас восхищение?

– Очень простые. Умеющие беречь любовь, чистые душой и порядочные. Выделяю все же женщин, у которых душа отражается в глазах. Мужчины сразу это чувствуют. Ведь мы тоже натуры тонкие…

Концерт продолжался. Мы общались в коротких паузах. На сцене работали Ирина Скоробогатова и заслуженный артист России Алексей Кузьмин. Петр Васильевич вновь полностью погрузился в игру актеров, взрываясь заразительным смехом в веселых сценах. Глаза его светились любовью и радостью. 

– Известно, что театр – это не только радость вдохновения, восторг, но и место, где рождается соперничество, борьба за роли, зависть, интриги. Как Вам за столько лет работы в театре удалось сохранить чистоту души?

– Я не умею никого расталкивать локтями. Бывали всякие ситуации, но, думаю, конфликты разбивались о мою улыбку.

– Кем бы Вы хотели быть, если бы не стали артистом?

– Возможно, врачом. Мне нравится помогать людям. Преподавая в Белорусской академии музыки (имею степень доцента), многим молодым актерам дал дорогу в жизнь. Сейчас они играют в крупных городах, нашли свой путь. Меня это радует. Мои ученики выступали в Австрии, Канаде, работают в Санкт-Петербурге.

– Как Вы считаете, Ваша жизнь состоялась?

– Думаю, что да. В занятиях с молодыми актерами нахожу большое удовлетворение. Это самоутверждает, как и работа в театре.

– Как Вы снимаете напряжение, усталость?

– Свободное время отдаю природе. Гуляю по лесу, вдоль реки. У моего дома – приток Свислочи, дикое место, тихое и очень красивое. Каждый день стараюсь побывать в таких местах один. Это дает мощный заряд энергии. Иногда выезжаю за город. Когда становишься старше, хочется быть радом с природой, иногда пожить в деревенских условиях. Это врачует.

– Но – "покой нам только снится". Уверена, что у Вас немало еще желаний и грандиозных проектов.

– В нашем театре ставят не только оперетту и балет, планируют и оперу. Хочу сыграть Фигаро в "Севильском цирюльнике" или Евгения Онегина в одноименной опере. Есть много спектаклей с интересными ролями, где требуется глубина, большие усилия и жар души.

– Вы часто бываете на гастролях. Что оставляете на память об этих поездках?

– Рисовать не умею, а вот фотографии делаю. Отмечаю темперамент разной публики. В южных городах принимают очень горячо. Хотя и в Санкт-Петербурге, и в Калининграде нас встречали тоже очень тепло.

– Ваши пожелания жителям Лунинетчины.

– Дай Бог, чтобы они были счастливы. Вот эти уютные зеленые дворики, домики, где есть дружные семьи, и есть счастье. Это та пристань, куда хочется постоянно возвращаться. Это то настоящее, что держит нас и ведет по жизни. Пусть это всегда ценят.

В деревне Ридигерово певца ожидали с особым трепетом. Зал был полон. Благодарная публика создала необычную атмосферу. Между зрителями и артистами вспыхнула, подобно хлопку, энергия любви, радости, доверия. А когда вышел Петр Васильевич Ридигер и спел арию Мистера Икс, завороженный зритель словно замер от красоты голоса и совершенства исполнения. Лица простых сельчан были наполнены светом и счастьем. Все выступления вызывали шквал аплодисментов. И сами артисты после концерта удивлялись: никогда не думали, что в этом маленьком селе вспыхнет такая благодать! И хотелось играть бесконечно.

Председатель колхоза "Заветы Ильича" Виктор Кондратьевич Кравченко тоже не скрывал восхищения: 

– Много было разных концертов в этом зале, но то, что сегодня произошло, – это просто чудо. Ответом на такое редкое на сельской сцене высокое искусство артистов и была теплота людей, искренняя благодарность крестьянина-труженика.

Так в чем же тайна? Кто-то из великих сказал: нет загадки таланта – есть загадка любви. Вспоминая Петра Васильевича во время беседы, его восприятие работы коллег, рассуждения о жизни, ответы на вопросы, для себя отрыла тайну успеха нашего Мистера Икс: нужно просто любить.

Анна БОНДАРЕНКО.
Лунінецкія навіны. – 2002. – 3 жн.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: