« Назад
СТАРАЯ, СТАРАЯ РОК-СКАЗКА
Юбилейный, 35-й сезон Белорусский государственный музыкальный театр начал с премьеры еще одной легендарной постановки. Минский вариант рок-оперы Александра Журбина и Юрия Димитрина "Орфей и Эвридика" прибавил к своему жанровому названию еще одно слово – "балет". Итак, с новой "рок-оперой-балетом" нас с вами, дорогие меломаны!
Такого сценического воплощения довольно давнишнее произведение Журбина и Димитрина не знало никогда.
Хотя эта первая рок-опера СССР, поставленная ансамблем "Поющие гитары" в 1975 году, пережила 2000 аншлагов в течение 10 сезонов и 8 постановок. В Минске, кстати, "Поющие гитары" побывали с любимым детищем тоже.
Затем спектакль, по сути, забылся. Долго думали "крестные" нынешней премьеры, где еще сегодня можно встретить в афише "Орфея и Эвридику", и припомнили Петербургский государственный театр рок-оперы, тоже как-то приезжавший с "Орфеем и Эвридикой" в Минск.
– На спектакли существует мода, она, как любая другая, приходит и уходит, – говорит балетмейстер-постановщик минского спектакля, заслуженный артист России, лауреат премии Мориса Бежара Кирилл Шморгонер. – Может статься, после постановки в минском музыкальном театре к этой рок-опере вновь проснется интерес постановщиков! "Орфей и Эвридика" – сплошное ностальжи. И для самого Шморгонера, и для балетмейстера-репетитора, заслуженной артистки России Нины Дьяченко, которые в свое время танцевали в Пермском театре Харона и Фортуну. И для худрука постановки Алексея Исаева, которому предложили поставить еще одну советскую рок-легенду сразу же после спектакля "Юнона" и "Авось", но он "оживление легенд" отложил, опасаясь, как бы не сказали про театр, что он "пошел по нафталинному пути".
А спустя два сезона вернулся к этой идее с подачи все той же Фортуны – Нины Дьяченко. Ностальгия ностальгией, а постановка, к счастью, к нафталину отношения не имеет. Музыкальная аранжировка Льва Карпенко, который, по его собственному признанию, "от Журбина оставил мелодии", слушается прямо-таки на злобу дня.
– Не скажу, что кардинально поменялся состав инструментов. Изменился сам стиль игры на них, – говорит аранжировщик. – Тридцать лет назад о современных стилях, об очень многих вещах из тех, что сегодня делают, и слыхом не слыхивали.
Припоминая на спектакле – должно быть, зря, потому что глупо сравнивать разное – "Юнону" и "Авось", я не могла отделаться от мысли, что зря не принято аранжировать и тексты. Если лучшим темам героев не откажешь в философии, то местами глубина Димитринских диалогов потрясает, как бразильский сериал. Впрочем, Алексей Исаев развеял мои крамольные размышления одной фразой.
– Те, кто решил посмотреть "Орфея и Эвридику", должны внимательно прочитать первые три буквы в названии жанра – рок-опера-балет.
И, правда, не поспоришь!
К тому же сама постановочная версия "рок-опера плюс балет" настолько оригинальна, что рок-тексту действительно хочется многое простить. Когда на одной сцене идут, по сути, два тесно сплетенных в единое целое спектакля – вокальный и хореографический, действо получается завораживающее. У каждого героя-вокалиста – балетный герой-двойник, полная копия, от костюма и грима до характера. Вот уж действительно, как сообщает программка, "оригинальный творческий проект" нашего музыкального театра! Ведь хореографические версии действительно были и много лет назад. Театры Перми, Харькова, Самарканда и Ленинграда "танцевали рок-оперу" под фонограмму "Поющих гитар". Но белорусский "Орфей и Эвридика", в котором звучание эстрадно-симфонического оркестра и живого вокала соединены с хореографией – не просто первая постановка спектакля в таком ключе, а первый подобный проект, во всяком случае, в СНГ.
По словам постановщиков, такого объема работы ни у вокалистов, ни у балета еще не было. "Каждый раз вживую отрабатывать эту постановку на сцене – просто подвиг!" – считает руководство проекта. Но труппа, взяв хороший "разбег" на последних премьерах театра, таких как "Галактика любви", "Юнона и Авось", "Буратино.by" и других, с подвигом справляется героически.
Спектакль поставлен за два с небольшим месяца – прежние постановки "Орфея и Эвридики" делались минимум за полгода. В такой короткий срок сделать такую работу могут только профессионалы!
И в хореографии, и в вокале премьера принесла приятные творческие открытия. Таковым стал, например, Орфей Алексея Гриненко. По словам хормейстера-постановщика Светланы Петровой, и Гриненко, и два других Орфея – Грысимов и Шевчук – еще "вырастут" до самых звезд.
Хореографию тоже планировалось делать под звездную пару театра – Константина Кузнецова и Юлию Дятко. А тут "запланированная" Эвридика... ушла в декрет. Театр поогорчался из-за такой потери в балетных рядах, порадовался за будущую маму и сделал новое творческое открытие – Наталью Ковш, которая стала Эвридикой весьма трогательной и подготовленной профессионально.
Думаю, приятное открытие сделали для себя и любители рока, посетившие премьеру. Несомненно, спектакль займет свою нишу, как сказал известный белорусский композитор Эдуард Зарицкий, поздравляя музыкальный театр с удачей. Осталось дождаться поздравлений самого Журбина – он не смог приехать в Минск на премьеру, но обязательно собирается сделать это в декабре.
Татьяна АХРЕМЧИК. Народная газета. – 2004. – 9 нояб.
|