« НазадВНОВЬ ВСТРЕТЯТСЯ ОРФЕЙ И ЭВРИДИКАНеобычным спектаклем откроет сегодня очередной, 35-й сезон, Государственный музыкальный театр. Здесь состоится премьера рок-оперы-балета "Орфей и Эвридика". Постановок этого популярного в середине 1970-х годов произведения Александра Журбина было немало. Но все они в основном воплощались или в концертном, или в хореографическом вариантах. Белорусы решили пойти дальше и попытались совместить все заложенные композитором жанры. К примеру, роль главного героя Орфея одновременно будут исполнять на сцене и вокалисты, и танцовщики. Больше всех результатом заинтересовался автор – Александр Журбин, который планирует приехать в Минск. Что же нас ожидает? Некоторыми секретами по этому поводу корреспондентом "МК" делятся главные виновники торжества. Светлана ПЕТРОВА, хормейстер-постановщик: – Наверное, впервые в истории театра в постановке так активно задействован хор. У него очень интересная и насыщенная программа. Особенно ответственная задача у его ансамблевой части. Восемь человек выступят в роли своеобразных бэк-вокалистов и проведут на сцене не меньше времени, чем исполнители главных ролей. Орфеев тоже сыграют артисты хора Сергей Грысимов и Алексей Шевчук. Для Сергея это первая сольная партия, Алексей уже успешно дебютировал в спектакле "Галактика любви" и очень понравился зрителям. Вместе с ними в роли Орфея выступит также молодой солист труппы Алексей Гриненко. Основательно пришлось поработать нам и над собственной версией рок-оперы. Ее решили сделать наиболее близкой к первоначальному варианту. И все-таки прежде всего это рок-опера. Здесь нет разговорных переходов, как в обычной оперетте, а значит, артистам нужно быть настоящими профессионалами и находиться в превосходной вокальной форме. Словом, работы у нас немало. Впечатляют и объем представленного материала, и выразительность музыкального языка. Лев КАРПЕНКО, дирижер-постановщик, аранжировщик: – Александр Журбин не ставил перед нами никаких предварительных условий, но мы сами старались максимально точно следовать оригиналу. Конечно, произведение переведено на современный, более сложный язык. Ведь в то время некоторых элементов и вещей просто не было. Даже синтезаторы использовались другие. Стилистика музыки тоже имеет явный налет той эпохи и было бы неправильно эксплуатировать ее до сих пор. Правда, рок-опера Журбина и тогда отличалась непростым изложением. Так, первая исполнительница роли Эвридики ныне известная певица Ирина Понаровская свою партию изложила на тональность ниже: взять ноты композитора она не смогла. С некоторыми трудностями столкнулись и мы, хотя неплохой опыт нам помогла приобрести работа над предыдущими подобными постановками "Юнона" и "Авось" и "Буратино.bу". В целом эстрадная манера исполнения сохранена, но главное отличие от постановки 1975 года, которая была осуществлена в Перми, что наша рок-опера пройдет под живую музыку. Причем здесь полностью задействован эстрадный состав нашего симфонического оркестра, для которого возможность выступить на таких спектаклях предоставляется нечасто. На мой взгляд, это вообще очень выигрышная постановка. Каждый найдет здесь что-то любопытное для себя. В "Орфее и Эвридике" есть и балет, и классика, и эстрада, и джаз… К тому же мы не хотели копировать прежние версии и, кажется, нам это удалось. Константин КУЗНЕЦОВ, лауреат восьми международных конкурсов, исполнитель хореографической партии Орфея: – Мы начали репетировать в конце минувшего сезона и, честно говоря, столкнулись с немалыми трудностями. Ведь каждый ведущий персонаж имеет своего двойника в голосе и в пластике. В сущности на сцене будут сразу по два Орфея, Эвридики и остальных героев. Мы должны будем танцевать под вокал и в некоторой степени наш успех зависит от того, как качественно солисты исполнят свою партию. Работы хватает. Пока не могу сказать, каким в конечном итоге окажется образ моего главного героя. Возможно, он будет меняться с каждой репетицией. Обычно такие роли шлифуются и обрастают мясом долго. Эфемерные, возвышенные субстанции появятся позже, сейчас нужно осваивать технику. В спектакле очень сложная хореография: много поддержек, новых элементов. Даже мне пришлось нелегко, хотя я закончил Белорусский хореографический колледж тринадцать лет назад и давно работаю в музыкальном театре. Кирилл ШМОРГОНЕР, балетмейстер-постановщик, заслуженный артист России, лауреат премии Мориса Бежара: – Рок-оперу Александра Журбина поставил известный балетмейстер Николай Боярчиков. В его спектакле я играл Орфея, и поэтому Боярчиков, который не смог приехать в Минск, попросил заняться этим меня. Некоторые партии я перенес из пермского варианта полностью: тогда они были сделаны просто великолепно. Думаю, тема для зрителей тоже окажется интересной, хотя сюжет немного отличается от известной легенды. Так, в отличие от мифического Харона, перевозящего своих клиентов в царство мертвых, наш герой скорее выступает в роли современного продюсера. Он организовывает творческие состязания, ставит перед их участниками определенные задачи, устраивает испытания. Орфей побеждает: его песня становится шлягером. Но к своей возлюбленной он возвращается уже совсем другим человеком. К самому себе Эвридика вернет его ценой собственной жизни. Словом, в спектакле есть и любовь, и самопожертвование, и красивая хореография… Проблем с актерами у меня не было. Немного мешало лишь отсутствие в вашем театре достаточного количества репетиционных площадей. Зато постепенно пополняется труппа. У вас много интересных ребят и просто чудесные танцовщики. На мой взгляд, удалось театру найти и свое лицо. Алексей ИСАЕВ, художественный руководитель-директор театра, заслуженный артист Беларуси: – Александр Журбин уже несколько раз мне звонил и спрашивал: когда можно увидеть спектакль? У композитора огромный интерес к нашей работе. Ведь такого произведения еще не было. В основном шли отдельно балет, рок-опера, концертная версия в исполнении вокально-инструментального ансамбля "Поющие гитары". Мы попытались пойти своим путем, соединив все это вместе. На постановку "Орфея и Эвридики" нас подвигли несколько причин. Это красивые музыка, сюжет, вечное желание человека стать счастливым. К сожалению, иногда только потеряв свою судьбу, мы начинаем понимать, что наделали. А еще в спектакле столько чистоты и света, что это не может не понравиться людям. Хотелось добиться еще одной цели: приблизить молодежь к старшему поколению. Когда-то искренность чувств в спектакле покорила родителей ребят, которые сегодня придут на нашу постановку. Впрочем, вспомнить о том "Орфее" будет приятно всем. В следующем году спектаклю исполнится 30 лет. Но это не значит, что мы откатываемся назад. Такие постановки ведут вперед. К тому же в последнее время российские, украинские и белорусские композиторы почему-то не пишут таких красивых спектаклей… Определенное ограничение репертуара отчасти и заставляет искать неординарные решения. Наверно, так бывает, если у женщины много нарядов и однажды, покопавшись в шкафу, она нашла то, что давно не носила. Теперь эта находка смотрится гораздо лучше, чем прежде. Такие постановки предполагаем делать и в дальнейшем. Конечно, не в ущерб классике и традиционному репертуару театра. Алла КАЗАКОВА. |
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by