Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Журбин сыграл для журналистов (2004 г., Вечерний Минск)

Журбин сыграл для журналистов (2004 г., Вечерний Минск)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

ЖУРБИН СЫГРАЛ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ

"Потрясающим зрелищем" назвал постановку "Орфея и Эвридики" в Белорусском государственном Музыкальном театре автор этой первой советской рок-оперы, известный композитор Александр Журбин, приехавший посмотреть минскую премьеру. Во время состоявшейся в театре встречи с журналистами он подчеркнул, что здесь предпринят серьезный эксперимент. Раньше "Орфея и Эвридику" воплощали на сцене и как оперу, и как балет с фонограммными голосами, но впервые от начала до конца партитуры живая вокальная строка дублируется пластической, подчеркнул гость. Это непривычно и неожиданно. Достичь такого нового качества – дело смелое, но вместе с тем и рискованное. Потому что необычайно трудно добиться хорошего звукового баланса, когда все играют и поют вживую.

– Из всех постановок "Орфея и Эвридики", которые вы видели, какое место можно было бы отвести минской? – спросил корреспондент "ВМ" у Александра Борисовича.

– Конечно, самым лучшим спектаклем для меня был и останется тот, первый, в котором пел Асадуллин. Многие минчане помнят эту постановку: в 1975 году три дня подряд она шла во Дворце спорта, и это явилось неким откровением… Минский спектакль отличается и от харьковского, и от шведского, и от питерских…

– Вы бы отнесли его к пятерке лучших?

– Несомненно!

– Какой диапазон голоса Орфея изначально вами задумывался?

– Это примерно три октавы. Когда в 1974 году я закончил партитуру, то был уверен: эту сложную партию никто из теноров не споет. Если, скажем, у Паваротти верхняя нота – до, то здесь встречаются и более высокие. Правда, в то время я еще не знал Асадуллина, который блестяще справился с задачей. Думаю, у минского молодого певца Алексея Гриненко, исполняющего Орфея, все еще впереди. Если он будет всерьез заниматься своим голосом, пением, то тоже возьмет все ноты, что там написаны…

Во время встречи с журналистами композитор вспомнил, как появилось это произведение. В начале 70-х все заболели рок-оперой Уэббера "Иисус Христос – суперзвезда". В один из вечеров Журбин собрал в своей тесной квартирке друзей, чтоб обсудить вопрос: какой сюжет можно было бы использовать для создания собственной рок-оперы? Перебрали много общеизвестных литературных героев, в том числе Анну Каренину, Павла Корчагина. И тут Александр Борисович понял, что получит настоящую свободу для самовыражения, если обратится к мифологии. Он сел за рояль и пропел: "Орфей полюбил Эвридику. Какая старая история…" Так родились первые ноты будущей рок-оперы. Если подсчитать все ее постановки в мире, то окажется, что их число претендует на рекорд Гиннесса – более двух с половиной тысяч.

В 1990 году Александр Журбин вместе с женой Ириной – дочерью известного советского публициста Льва Гинзбурга – и сыном, носящим имя своего дедушки, поселился в Нью-Йорке, не меняя гражданства. Там вплотную занялся продюсерской и журналистской деятельностью, организовал свой театр, познакомился со многими знаменитостями, в том числе и с советскими эмигрантами (в Нью-Йорке миллион русскоговорящих).

Но спустя некоторое время он окончательно понял, что дар – это поручение. Не выполнить его – значит, нарушить данное тебе свыше предназначение.

И на главное место Журбин поставил сочинительство. Стоит ли удивляться, что три четверти времени он проводит в России, где теперь сосредоточены его главные творческие интересы. Продолжает писать книги и радуется за творческие успехи сына. Окончив Джульярдскую консерваторию, тот пошел по стопам отца и, считая его своим единственным учителем. 26-летний Лев Журбин пишет (на компьютере) музыку для KRONOS-квартета и других известнейших исполнителей.

Гость встречался в нашем городе с руководством Русского театра, где планируется премьера "8 любящих женщин". Сюжет популярной пьесы француза Тома хорошо известен по фильму Озона "8 женщин". Так вот, этому театру Журбин предложил вариант про "восемь любящих и поющих женщин". Решив пойти в обратную от авангарда сторону, композитор написал в классическом оперном жанре "Униженные и оскорбленные" по Достоевскому; в России за постановку взялись пять театров. В США собираются поставить его оперетту "Чайка". А одним из самых удачных музыкальных проектов Журбина в кино можно считать сериал "Московская сага". По просьбе минских журналистов автор сел за фортепиано и вдохновенно сыграл два фрагмента из музыки к этому сериалу.

Возвращаясь к теме "Орфея и Эвридики", Александр Борисович признался: из написанных им сорока произведений для театра это – одна из главных удач. Но, думается, 59-летний композитор сможет еще не раз нас удивить…

Константин СТОЛЯРЧУК.
Вечерний Минск. – 2004. – 13 дек.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: