« Назад
НАТАЛИЯ ГАЙДА: "А МНЕ ЕЩЕ ТАК ХОЧЕТСЯ ИГРАТЬ!"
Свой 65-й день рождения она отмечает скромно. Говорит, доживу до 70-ти, вот тогда буду праздновать юбилей и 50 лет творческой деятельности. Сегодня в гостях у "Знаменки" народная артистка Беларуси, актриса оперы и оперетты Наталия ГАЙДА.
Мир, труд, май и день рождения
– Наталия Викторовна, то, что Вы родились 1 мая, как-то повлияло на Вашу судьбу?
– Конечно, в советские времена мне очень нравилось, что все прогрессивное человечество отмечает мой день рождения. Это был замечательный, весенний, праздничный день. Транспаранты, цветы и музыка. Я очень любила ходить на демонстрации. Не пропускала ни одной. Даже, когда у меня была травма головы (чуть ближе к виску, и я бы погибла). Это случилось 30 апреля. Мне наложили швы, вырезали волосы. Я упросила врача не забинтовывать голову. Он наложил пластырь и сказал три дня лежать. А я начесала волосы на рану и собралась на праздник. Муж тогда как раз ухаживал за мной. Он пришел в общежитие меня поздравить, я у него спрашиваю: "Как я выгляжу?". А он говорит: "Замечательно, но на демонстрацию ты все равно не пойдешь". Все общежитие ушло, а я сидела одна, и мне было так грустно.
Потом сделали необязательным участие в демонстрациях участие людей творческих профессии. Но я все равно ходила. Подключалась к какой-нибудь заводской колонне и шагала "демонстрируя свою мощь". Представьте разноцветные колонны, украшенная площадь, радостные лица. И на трибуне Петр Миронович Машеров. Мне казалось, он приветствует именно меня.
Сегодня Первомай уже не тот. Да и в определенном возрасте как-то пропадает желание отмечать по календарю уходящие годы. Теперь я более охотно праздную День ангела, который у Натальи только раз в году, 8 сентября.
– Вы родились в России?
– В Свердловске. Папа был геологом. Детство мое прошло в Семипалатинске. Школу окончила в Иркутске. Поступила в Свердловский юридический институт. Когда была на третьем курсе, меня приняли в Уральскую консерваторию. Уже на четвертом курсе консерватории меня пригласили солисткой в Свердловский оперный театр. Четыре года мы там проработали с мужем, а потом в Минске объявили конкурс на баритона. Мой муж очень понравился, и его пригласили. Взяли и меня, без прослушивания, "кота в мешке", как приложение к мужу. Год я проработала в оперном театре. В 1970-м стала солисткой Белорусского государственного музыкального театра.
Играть нужно не только на сцене
– Немногих приглашают в солистки на 4-м курсе консерватории. Да и в Минске "кот в мешке" сразу получил ведущие партии. Зависть коллег не беспокоила? Актеры ведь, как известно, личности с тонкой нервной организацией...
– Конечно, в любом театре всегда есть завистники. Каждый хочет себя проявить, каждый хочет быть первым и лучшим. Был период в моей жизни, когда я очень сильно страдала от всяких наговоров. Но потом научилась не обращать внимания. Я незлобивый человек. И очень уважаю мнение окружающих. Мне хочется оставлять о себе приятное, хорошее впечатление. Иметь со всеми только добрые рабочие взаимоотношения. Поэтому я стараюсь быть терпимой к слабостям других и не демонстрировать собственные недостатки.
– А у Вас есть недостатки?
– Я очень вспыльчива и несдержанна. Это ужасно. Всю жизнь стараюсь исправиться, но иногда, нет-нет, да случается вспылить, чисто эмоционально. Потом мне становится очень стыдно. И всегда прошу прощения.
– Но актеру ведь необходима эмоциональная разгрузка?
– Конечно, не все в жизни радость и праздник. Поэтому играть приходится не только на сцене. Стоит мне прийти с "потухшим" видом, все начинают спрашивать, что случилось. Я по натуре открытый человек, и мне приходится заставлять себя не перекладывать на окружающих свои проблемы. Нельзя на людях уходить в себя. И я улыбаюсь. В основном у меня получается "держать форму", потому что дома ждет надежное крепкое плечо, в которое всегда можно поплакаться. Это мой муж, с которым мы уже скоро 40 лет вместе.
Немного драматизма
– Непревзойденная Виолетта, Одетта, Сильва, Марица, Джулия, Стэлла, Розалинда, Памела, Пенелопа, Элиза Дулитл... Мало того, что Вы, вот уже скоро 35 лет исполняете все ведущие партии в самых лучших опереттах, так еще и у драматических актрис взялись "хлеб" отнимать. Чем объяснить Ваш пронзительный дебют на купаловской сцене в трагической роли Шпринци в спектакле Марии Захаревич "Я не покину тебя..." и феерическое явление примадонны оперетты в проекте Валентины Ереньковой "Валентинов день" в, простите, не совсем приличествующем Вам образе пьяницы-проводницы Кати?
– Моей давней мечтой было сыграть драматическую роль. Я безумно благодарна Марии Захаревич, что она взяла меня в этот спектакль на двоих. Моя героиня так близка мне психологически. И ситуация, в которой оказались две старые женщины, знакома и понятна каждому человеку. К роли Кати я шла через огромное внутреннее сопротивление. Это женщина с характером недостаточно стойким. Она карабкается, пыжится. Но, в отличие от Валентины, смерть Валентина ее сломала. И живет она только потому, что рядом есть Валентина, которую так безумно любил Валентин. Героинь сближает странное чувство – любовь, граничащая с ненавистью. Это сложно играть. Я волновалась ужасно. И все время говорила актерам: "Ну, кажется, завалю я ваш проект".
Женское счастье
– В жизни Вы сильная женщина?
– Могу сказать, что да. Во всяком случае, у меня была достаточно сложная жизнь. Окончив школу, я уехала из дома и с 17 лет жила одна. Без материальной помощи. Всего в жизни я добилась сама.
– Наталия Викторовна, Вы можете назвать себя счастливой?
– Да. Я счастлива. Потому что занимаюсь своим делом, которое я люблю. Я ни разу не пожалела о своем выборе. У Меня даже никакого увлечения никогда не было, кроме работы. Все, что я делаю, все сюда, в театр, в сцену. И мне невероятно повезло в личной жизни. У меня замечательный муж, дочь, внучка. И то, что называют женским счастьем.
– Стало быть, все мечты сбылись?
– Нет, не все. Я мечтаю, что появится какой-нибудь интересный материал из белорусской истории. Наподобие "Рогнеды" у Елизарьева. Закрученный сюжет, с любовью, интригой, драматизмом, может даже на фоне войн. Для возрастных актрис-женщин сегодня очень мало ролей. А мне еще так хочется играть!
БЛИЦ
– Вы публичный человек? Любите быть центром "тусовки"?
– Совсем нет. Я даже в театры и кино хожу одна.
– Вы отдыхаете?..
– На диване с книгой и чем-нибудь вкусненьким.
– Ваш образ жизни можно назвать "богемным"?
– Я режимный человек. Днем мне нужно обязательно прилечь на часок, чтобы быть к вечеру в форме. Ложусь поздно, но, поскольку живу близко от театра, сплю до полдесятого. За полтора часа успеваю позавтракать, привести себя в порядок и прийти к одиннадцати на репетицию.
– Вы любите себя?
– Когда-то в юности мама говорила мне: "Какая из тебя актриса с таким курносым носом?" Потом, правда, когда я стала переживать по поводу своей внешности, она так говорить перестала. Я считаю себя хорошим человеком. Во всяком случае, мне за себя не стыдно. Я трезво оцениваю свои возможности, знаю свои способности, знаю, чего я стою.
– Какие книги читаете?
– Я люблю мемуарную литературу. И читаю женские детективы: Маринину, Донцову...
– С каким цветом Вы себя ассоциируете?
– Я люблю яркие оттенки. Как мама говорила – азиатский стиль. Мне идет малиновый, красный, люблю белый оттеняющий, черный.
– Любите ли вы животных?
– Очень люблю собак. А вот к кошкам равнодушна. Хотя сама себя отношу к породе кошачьих. Ну, не ручная кошка, конечно, скорее, какая-нибудь рысь.
– Ваше любимое время года?
– Осень. Я осенью все люблю: деревья, траву, небо, воздух. Люблю гулять по лесу одна, осенью или зимой. Летом нет. Летом я на лес смотрю только издалека. Мне противны всякие мошки, комары и прочие насекомые, жара. А весной я вообще заболеваю. В то время, когда вся природа обновляется, мне хочется залезть в кровать, и проспать до осени.
– Ваши любимые цветы?
– Я люблю полевые цветы. Люблю любоваться ими. Конечно, розы, это красиво. Но когда они начинают увядать в вазе, мне их так жалко.
– Ваш секрет здоровья и красоты?
– Секрета никакого нет. Не люблю готовить, но обожаю вкусно поесть. Делаю определенные физические упражнения для суставов и сосудов (не путать с утренней зарядкой). Натощак выпиваю стакан воды. И считаю, что красота человека исходит изнутри. И любой может себя на нее настроить.
Елена БЕРВОЛЬД. Знамя юности. – 2004. – 7 мая.
|