Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Орфей и Эвридика на минской сцене (2005 г., Литературная газета)

Орфей и Эвридика на минской сцене (2005 г., Литературная газета)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА НА МИНСКОЙ СЦЕНЕ

Белорусский государственный музыкальный театр пошел на смелый художественный эксперимент, обратившись к постановке культовых рок-опер "Юнона и Авось" Алексея Рыбникова и "Орфей и Эвридика" Александра Журбина. И если первое из названных произведений уже два года с неизменным успехом идет на к сцене этого театра, то сценическая жизнь "Орфея и Эвридики" пока измеряется несколькими месяцами.

Меломаны со стажем сразу вспоминают рок-оперу тридцатилетней давности, которую исполняли солисты "Поющих гитар" Альберт Ассадулин и Ирина Понаровская. С этой рок-оперой "Поющие гитары" объездили весь Союз, дав более двух тысяч представлений. Позднее к этому произведению обратились балетные труппы Ленинграда, Харькова, Перми и других городов, которые ставили его хореографические версии под фонограмму "Поющих гитар".

Белорусский музыкальный театр осуществил свою оригинальную постановку, впервые соединив в спектакле живой оркестр, вокал и хореографию, и появилась рок-опера – балет "Орфей и Эвридика". Художественное руководство постановкой принадлежит директору и художественному руководителю театра заслуженному артисту Беларуси Алексею Исаеву. Балетмейстером-постановщиком является заслуженный артист России, лауреат премии М. Бежара Кирилл Шморгонер, который в свое время был исполнителем одной из партий в одноименном балете, поставленном на сцене Пермского театра. Его партнершей в этом спектакле была заслуженная артистка России Нина Дьяченко, которая уже много лет является главным балетмейстером Белорусского музыкального театра. Разумеется, при осуществлении нынешней постановки они многое привнесли в нее из собственного сценического опыта.

Что касается музыкального материала, то дирижеру-постановщику и аранжировщику Льву Карпенко удалось достичь его нового прочтения, точнее – новой музыкальной версии. "За прошедшие десятилетия изменились не только инструменты, но самое главное – стиль игры на инструментах, –говорит Л. Карпенко. – Появились новые возможности, которых оркестр не имел 30 лет назад, и я стремился достичь современной манеры исполнения. В этом произведении у Журбина есть сложные гармонии, интересные переходы, но он пользовался ими довольно скромно. При аранжировке я их подчеркнул и усилил, используя разнообразные современные стили. Совершенно изменил всю аккордику, и единственное, что осталось нетронутым, это мелодии".

В спектакле звучит не только живой оркестр, но и живой вокал. Большая работа проведена солистами и артистами хора под руководством хормейстера-постановщика Светланы Петровой. Интересно режиссерское решение по размещению на сцене вокального ансамбля: он символизирует собой традиционный для древнегреческой трагедии хор, комментирующий происходящие на помосте события.

Сам древнегреческий миф о легендарном певце Орфее, покорявшем своим голосом стихию и даже богов, в сюжетной линии спектакля трактуется иначе, обретая созвучные нашему времени коллизии. Автор либретто Юрий Димитрин придал главному герою черты рок-звезды. Песня Орфея, передающая весь жар его любви к Эвридике и радость творчества, постепенно теряет свою магическую силу, потому что он, взойдя на творческий Олимп и добившись славы, растрачивает свой дар и становится чуждым возлюбленной.

Жанровая двойственность постановки, в которой рок-опера сочетается с балетом, предполагает и дуализм исполнителей, когда один и тот же персонаж представлен в двух ипостасях – вокальной и хореографической. Это означает, что зритель видит на сцене одновременно двух Орфеев, поющего и танцующего, двух Эвридик и так далее. До сих пор это произведение ставилось или как рок-опера, или как балет, а белорусский театр впервые выдвинул смелую художественную идею, когда два этих жанра органично сочетаются.

Накануне Нового года сам Александр Журбин приехал в Минск, где впервые и ознакомился с новой версией своего прославленного произведения. На пресс-конференции, состоявшейся в театре сразу же после окончания спектакля, он рассказал, с каким ошеломляющим успехом в 1975 году в Минске проходили гастроли "Поющих гитар" с этой рок-оцерой: тогда представления шли во Дворце спорта по три раза в день на протяжении нескольких недель. И он видит некую закономерность в том, что это произведение обрело свое новое воплощение именно в Минске. О новом спектакле А. Журбин сказал, что театр предпринял очень серьезный и даже рискованный эксперимент. Ни в одном театре ему еще ни разу не доводилось видеть постановку, где "от начала до конца спектакля вокальная строчка дублируется хореографической". "Я этого еще до конца не осознал, – отметил А. Журбин, – это неожиданно и необычно, и вместе с тем можно сказать, что в постановке достигнуто какое-то новое, совершенно удивительное качество. Соединение вокала и хореографии всегда рискованно, поскольку добиться хорошего звукового баланса при живом исполнении всегда сложно".

Из актерских работ композитор отметил исполнителя вокальной партии Харона В. Циркуновича, а также исполнителей партий Орфея и Эвридики А. Гриненко и И. Казакевич.

В заключение А. Журбин отметил, что относит "Орфея..." к числу своих главных удач, а минскую постановку ему еще нужно как следует осмыслить, прежде чем дать ей детальную характеристику: "Образ этого непростого спектакля, построенного на новых жанровых основах, многоплановый, как двойное зеркало, все ракурсы которого сразу трудно уловить".

Таким образом, можно сказать, что постановка белорусского музыкального театра композитора не разочаровала, и не исключено, что со временем он отнесет ее к своим удачам.

Зоя ЛЫСЕНКО.
Литературная газета (Москва). – 2005. – 26 янв. – С. 3.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: