« Назад
АЛЕКСАНДР СОСНОВСКИЙ: "ДИРИЖЕР – ЭТО ЛИДЕР"
Обычно известного человека называют своим в том городе, где он родился. А вот главного дирижера Белорусского государственного музыкального театра Александра Сосновского считают за честь называть так и в Могилеве, и в Минске, и в Бресте. В Могилеве он родился, рос, учился в музыкальной школе, а затем в музучилище. В Минске в государственном музыкальном театре работает с 1981 года, а в Бресте с 1998-го руководит симфоническим оркестром театра драмы и музыки.
В эти осенние дни известный дирижер отметил 50-летний юбилей, а в декабре исполнится четверть века, как он дебютировал на большой сцене, продирижировав спектаклем "Сильва" в музыкальном театре (в те годы – Белорусский театр музыкальной комедии). Наша встреча с Александром Петровичем состоялась в канун его юбилейного творческого вечера "И мастерство, и вдохновение", который пройдет в театре 7 октября.
– Прочитав ваш послужной список, невольно хочется спросить: как вы все успеваете? Сколько часов в сутках у дирижера Александра Сосновского?
– Вообще-то двадцать четыре (улыбается).
– И как же все можно успевать?..
– Просто надо быть собранным. Уметь ценить чужое и свое время. И стремиться делать избранное депо хорошо.
– Значит ли это, что та вершина, к которой стремится и сам маэстро Сосновский, еще не совсем достигнута?
– Может быть, я только на середине дороги к ней.
– Тогда на какое время вашей жизни приходится подножие той самой вершины?
– Пожалуй, это время учебы в Ленинградской консерватории
– Вы родились в семье музыкантов?
– Нет. Я жил с мамой и бабушкой, воспитывался ими. В семье не было музыкантов.
– Так как же вы окунулись в этот мир волшебных звуков? Или музыка пришла к вам сама?
– Когда я посещал обычный детский сад, музыкальный работник сказала моей маме: "Сашу надо обязательно отдать в музыкальную школу". И это пожелание всецело любящие меня мама и бабушка, люди невысокого достатка, конечно же, исполнили. В 7 лет меня привели в Могилевскую музыкальную школу, где я начал учиться по классу баяна. Затем так же легко поступил в Могилевское музыкальное училище. Мне повезло: его возглавлял тогда прекрасный музыкант, а главное, одаренный педагог Леонид Леонидович Иванов – ныне заслуженный деятель искусств, лауреат премии Президента Республики Беларусь "За духовное возрождение". Как баянист я играл у него в оркестре училища, а затем попал к нему в класс.
Напутствуя меня перед поступлением в Белорусскую государственную консерваторию, Леонид Леонидович советовал: "Если повезет, постарайся попасть в класс к Иосифу Абрамису".
– А как случилось, что поступили вы в консерваторию в Минске, а закончили учебу в Ленинграде, и диплом у вас очень весомый в музыкальном мире – "питерский"?
– Еще с Могилевского музучилища я таил в душе дерзновенную мечту: учиться дирижированию в Ленинградской консерватории, где существуют своя школа, традиции, где преподает известный Илья Мусин.
Когда был уже на втором курсе, в классе у Иосифа Самуиловича Абрамиса, в Минск приехал с авторским концертом тогдашний председатель Союза композиторов знаменитый Тихон Хренников. А дирижировать концертом Хренников привез 24-летнего, тогда еще малоизвестного Валерия Гергиева. Он только что вернулся из Западного Берлина, где состоялся международный конкурс имени Герберта фон Караяна, и вернулся лауреатом, завоевав вторую премию.
Так состоялось мое знакомство с Валерием Гергиевым – ныне всемирно известным дирижером, художественным руководителем и главным дирижером Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В юности легко и просто сходишься с людьми, да еще с единомышленниками. Своей заветной мечтой – учиться в Ленинграде – я поделился с Валерием Гергиевым. И он убедил меня обязательно приехать в город на Неве и показаться "отцу всех дирижеров" – Илье Александровичу Мусину.
В памятном 1976 году, когда состоялась моя встреча с Гергиевым, в Москве проходил третий Всесоюзный конкурс дирижеров. Вместе с двумя сокурсниками уехал в столицу и сумел попасть на этот профессиональный праздник музыкантов.
А мечты о Ленинграде не оставляли.
Вскоре мне представилась возможность в составе туристической группы во время поездки, организованной ЦК ЛКСМБ по маршруту Прибалтика – Ленинград – Новгород – Псков, попасть в Питер. Все – на экскурсию в Эрмитаж, а я – бегом разыскивать консерваторию.
Мне удалось тогда встретиться с легендарным Мусиным. Он расспросил, у кого занимаюсь. В ту нашу первую встречу Илье Мусину было уже 75 лет. Он решительно сказал мне: поступайте, и обязательно к нам в Ленинград! Напутствие от Мусина дорогого стоило. Мне оставалось действовать. Вернувшись из Ленинграда в Минск, почти с боем забрал документы из консерватории. В деканате грозили: "В случае провала назад не возьмем". Два месяца я упорно готовился к вступительным экзаменам. Три законченных в Минске курса не давали мне право поступить на оперно-дирижерское отделение Ленинградской консерватории. Для этого требовалось законченное высшее образование. Но после консультации у Ильи Мусина документы в приемной комиссии у меня все-таки взяли. И я поступил!
– И в класс Мусина попали?
– Нет. Моим первым педагогом там был замечательный музыкант Эдуард Петрович Грикуров, а затем Юрий Хатуевич Темирканов. Но я не пропускал по возможности и ни одного занятия в классе у Ильи Александровича Мусина, так как он разрешал приходить на его уроки не только своим ученикам – всем желающим. Вот такой был человек!
– Известно, что, будучи еще студентом Ленинградской консерватории, вы были приняты дирижером в Белорусский театр музыкальной комедии.
– Да, мое "крещение" в нашем, теперь родном мне театре состоялось почти четверть века назад. В Ленинград позвонил Иосиф Абрамис и сказал: "Приезжай. Есть разговор". А по приезде говорит мне: "Надо продирижировать спектаклем "Сильва". Отвечаю: хорошо, когда репетиция? Иосиф Самуилович улыбается в ответ и говорит: "Какая репетиция? "Сильву" все знают. И места для проведения репетиции нет". (Тогда у театра музкомедии еще не было своего здания, и представления шли на разных сценах города.) Когда занял место дирижера, оркестр встретил меня немым вопросом. Но делать нечего – дирижирую.
Горячие аплодисменты после представления, поздравления Абрамиса и присутствующих в зале представителей Министерства культуры республики были наградой за смелость и уже за профессионализм. А в феврале 1981 года я был принят в труппу театра, где и работаю по сей день.
– Вашу карьеру и жизнь можно назвать успешной. Успех для вас – это что?
– Работая все эти годы в театре, меньше всего думал о карьере. С должности главного дирижера мне приходилось несколько раз уходить – причины были разными, но как бы ни складывалась ситуация в театре, отношений с ним не порывал, из театра совсем не уходил.
О карьере я и не думаю. Просто надо работать профессионально. Память о великих учителях, их нравственных принципах, этике поведения и высоком служении искусству не позволит мне никогда опустить профессиональную планку, а тем паче – унизиться до каких-либо мелких карьерных интриг. Музыка, даже когда я в тяжелейшем настроении, мгновенно реанимирует меня. Как только встал за пульт и зазвучали первые ноты партитуры, – ты уже весь принадлежишь музыке.
– Кем бы вы могли стать, если бы не любовь к музыке?
– Пожалуй, учителем английского языка. Когда я забирал документы из средней школы для поступления в музучилище, учительница английского просила директора не отдавать их. Я в тот год стал победителем областной олимпиады по английскому языку.
– Вот уже 22 года вы преподаете на кафедре оркестрового дирижирования Белорусской государственной академии музыки. Какие качества нужны педагогу, чтобы научить профессии дирижера?
– Прежде всего надо быть честным с учениками, любить свое дело и уметь отдавать знания, которыми владеешь. Учитель, понятно, должен быть примером, но это не значит, что они – ученики – должны быть похожи на меня. Главная задача – помочь каждому раскрыть свои лучшие качества и возможности.
Сегодня я не могу не радоваться успехам моих бывших учеников, ныне известных дирижеров – Вячеслава Чернухи, который работает в Национальном академическом театре оперы и балета, дирижеров нашего театра Николая Макаревича и Юрия Галяса.
– Дирижером все же рождаются или становятся?
– Я думаю, что надо родиться. Научить этому в принципе невозможно. Дирижер по натуре – еще и лидер с сильным характером и творческой жилкой. Важно уметь по-своему слышать произведение, бережно относиться к каждой партитуре музыкального произведения. А главное, уметь подчинить своей воле оркестр.
– Как вам это удается? Вы кажетесь таким мягким человеком…
– Это далеко не так. Уверен, музыканты нашего оркестра думают иначе. Я могу быть жестким, требовательным, но все это во благо идеального звучания оркестра, во благо нового спектакля.
– Кто же для вас кумир в профессии?
– Юрий Темирканов и Герберт фон Караян.
– А любимые композиторы?
– Чайковский, Моцарт, Бетховен, Рахманинов, Шостакович, Свиридов, из белорусских – Евгений Глебов и рано ушедший из жизни Владимир Солтан.
– У каждого из нас есть места, куда мы приходим, чтобы уединиться…
– А для меня любимое место уединения – станция Талька под Пуховичами. Люблю отдых у воды с удочкой. А рыбак я заядлый.
– Дождалась ли творческих успехов сына, известного дирижера, ваша мама Нина Евдокимовна?
– К сожалению, мама ушла из жизни в 59 лет. Но на все мои самые первые спектакли она всегда приезжала, не пропустила ни одного, пока была жива. А бабушка Пелагея Михайловна пережила маму и как умела поддерживала меня, разделяла мои радости и успехи.
– Чего бы вы пожелали себе?
– Знаете, говорят так: дирижер – профессия второй половины жизни. Думаю, в этом есть грань истины. Прожитые годы и отточенный профессионализм помогают очень точно прочитывать партитуры, написанные гениями. Поэтому хочется взаимности в отношениях с ее величеством Музыкой.
– Разрешите от имени читателей газеты поздравить вас с юбилеем и пожелать творческих удач.
– Спасибо.
Светлана СИМОНОВА. Во славу Родины. – 2005. – 1 окт.
|