« Назад
СПЛОШНАЯ И ВОСХИТИТЕЛЬНАЯ БУТАФОРИЯ
Главное, чтобы костюмчик сидел. На королеве…
Орфей и Эвридика, Теодора Вердье и Мистер Икс, Наполеон, Марица, десятки графов, князей, герцогинь и королев – все это герои спектаклей Белорусского государственного музыкального театра. Актеры выходят на сцену, под свет рамп, красивые и нарядные и начинают волшебное действо. Их творчество любят, их красотой восхищаются. Но кое-кто иногда остается за кадром: те, кто шьет туфельки и кафтаны, шляпки и вечерние наряды главным и второстепенным, добрым и злым героям…
15 метров для платья
Пошивочный цех музыкального театра – небольшая комната, где трудятся 4 закройщика и 10 портных. Именно здесь и создается все великолепие, которое после зрители видят на сцене. Определить точное количество пошитых здесь платьев и камзолов сложно. Судите сами: в театре поставлено более ста спектаклей, для каждого было пошито от 150 до 200 костюмов…
А костюм – дело тонкое. В том плане, что он не просто украшает постановку, а воплощает художественную концепцию спектакля, которую разрабатывает постановочная группа. Макеты декораций и эскизы костюмов должны соответствовать духу времени и эпохи, не выбиваться из сюжетного контекста. После утверждения эскизов художник по костюмам совместно с инженером-технологом подбирают ткани.
– Для того чтобы пошить наряд, нужно разное количество ткани и времени, – рассказывает начальник пошивочного цеха музыкального театра Марина Стахно. – Можно пошить платье за один день, а можно неделю потратить. Есть ведь очень сложные модели, бывает, на один костюм 15 метров ткани уходит. Несмотря на то, что материалы покупаются самые обычные, готовые изделия из них получаются эксклюзивные. В этом нам помогают работники живописно-бутафорского цеха: вручную расписывают и расшивают костюмы, придают им необходимый блеск и сияние. Так что можно смело сказать, что каждый такой наряд – настоящая ювелирная работа.
Закройщик Анатолий Валентей считает, что главное в его деятельности – сделать костюм удобным:
– Прежде всего, актерам должно быть удобно в костюмах работать, они ведь много двигаются, танцуют, поют – для них он как вторая кожа. Бывает, конечно, кому-то что-то не нравится в наряде, но это уже индивидуальное. Наша задача, чтобы костюмчик сидел.
Занавес и шляпки… Пошить!
Все декорации к спектаклям тоже создаются в стенах театра. Начальник живописно-бутафорского цеха Тамара Жеран объясняет, что для оформления каждого спектакля сначала создается макет. На нем – игрушечные декорации из бумаги и пластика. А после утверждения художественным советом начинается работа по созданию декораций в натуральную величину. Кстати, на то, чтобы полностью оформить сцену для нового спектакля, нужно работать 3-4 месяца.
– В цехе трудятся 12 человек, которые очень любят свое дело. Для нас самое главное, чтобы зрителю нравилось, – отмечает Тамара Жеран. – Еще не было такого, чтобы декорации повторялись, мы каждый раз придумываем новое оформление. Кроме сценических декораций, делаем аппликации для костюмов, расшиваем платья и камзолы. Кстати, наряду с большими декорациями для сцены у нас же готовятся и мелкие детали и аксессуары, начиная с вееров и масок, расшитых блестками и стразами, и заканчивая шпагами. Есть даже бутафорский пулемет…
В живописно-бутафорском цехе работает и Светлана Малашонкова, одна из немногих мастериц по созданию головных уборов. Именно она почти 15 лет дополняет художественные образы классических спектаклей последним штрихом – ведь без головного убора, будь то цилиндр или котелок, широкополая шляпа с перьями или миниатюрная французская, сложно представить героев на сцене.
– Без шляпки невозможно полностью создать художественный образ героев, головной убор придает костюму законченность. Хотя сама я не ношу шляп, только зимой, когда очень холодно, – признается Светлана Малашонкова.
Полина КОНОГА. Рэспублiка. – 2006. – 20 снеж.
|