« Назад
ДОН ЖУАН МЕНЯЕТ МАСКУ
Новый век, новые времена диктуют и новые вкусы. Столичный зритель, избалованный различными театральными и музыкальными фестивалями, придя на очередную премьеру, жаждет увидеть на подмостках нечто… сверхсовременное, соответствующее и музыкальной моде, и современным театральным веяниям, когда даже в драматическом спектакле стало преобладать смешение жанров: используются элементы то рок-оперы, то мюзикла, то подзабытой многими оперетты.
Творческий коллектив Белорусского государственного музыкального театра уже не раз удивлял почитателей и поклонников блеском и роскошью своих очень современных постановок, среди которых назовем спектакли "Баядера", "Спящая принцесса", "Юнона" и "Авось".
А ныне, перед закрытием очередного, 36-го сезона (что стало здесь уже своеобразной традицией), театр порадовал минчан и гостей столицы еще одним блистательным спектаклем. На этот раз – мюзиклом "Дон Жуан в Севилье" на музыку Марка Самойлова, композитора из Санкт-Петербурга. Кстати, на сцене музыкального уже несколько лет с успехом идет еще одно произведение М.Самойлова – спектакль "Дорогая Памела", главную роль в котором играет народная артистка Беларуси Наталия Гайда.
…В молодого красавца, наследника богатого и знатного дворянского рода, влюбляются все женщины. Имя, овеянное в Испании множеством легенд, с неудержимой силой влечет к его обладателю и юных кокеток, и опытных соблазнительниц. В Севилье, куда он приезжает, им тоже очарованы все дамы высшего света – донья Анна, донья Лаура, ее юные дочери Лючия и Розитта…
И ни одна из них не может даже предпопожить, что под магическим именем Дон Жуан, слава о любовных победах которого давно дошла до Севильи, скрывается… женщина. Интрига, которая присутствует почти на протяжении всего действия, придает новому спектаклю музыкального театра загадочность, романтизм, искушение – все те чувства, которые являются спутниками пылкой и сильной любви.
Новый мюзикл "Дон Жуан в Севилье" интересен еще и тем, что его постановку в качестве режиссера осуществил директор-художественный руководитель Белорусского государственного музыкального театра заслуженный артист Беларуси Алексей Исаев. Он же является и автором литературно-сценической редакции либретто по известной пьесе С. Алешина. Причем Алексей Исаев не только поставил спектакль вместе с аранжировщиком и дирижером Львом Карпенко, художником-постановщиком Андреем Меренковым и балетмейстером Николаем Реутовым (Москва), но еще и исполняет в мюзикле роль одного из главных героев – Командора.
Его Командор благороден, красив, строен, мужественен. А в сочетании с красивейшим баритоном Алексея Исаева – попросту блестящ! Актер чарует зрителей проникновенно-лирическим исполнением партии Командора на протяжении двух действий спектакля. Свою возлюбленную, хотя она и скрывает истинное имя и пол под костюмом Дон Жуана, его герой очаровал не только благородством манер и красотой – прежде всего мужской внимательностью и проницательностью. Ведь из всего многочисленного, веселого и шумного окружения молодого франта и повесы Дон Жуана только один он, Командор, распознал и полюбил женщину.
…В средние века в Испании существовал закон, который гласил: если у богатого дворянина не было сына-наследника, то все его фамильное наследство переходило в собственность государства. И дворяне нет-нет да и пытались обманывать власти: частенько случалось так, что дочь – единственного ребенка в семье при ее рождении родители объявляли сыном… Авторами спектакля обыграна такая же ситуация. Под именем ловкого фехтовальщика и обольстительного покорителя дамских сердец Дон Жуана скрывается очаровательная юная красавица.
Влюбленный Командор решает избавить свою возлюбленную от трудной для нее ноши и участи – слыть соблазнительным, коварным Дон Жуаном, а главное – каждый божий день ходить в мужском костюме и оставаться жить и дальше под чужим именем, и вызывает Дон Жуана на дуэль…
В результате поединка оба они остаются живы, но мнимый Дон Жуан "покидает" Севилью навсегда, а сердца влюбленных наконец соединяются…Такова фабула мюзикла, на основе которой и соткано полотно красочного, эмоционального, темпераментного действа, окрашенного в современные музыкальные ритмы, щедрого на феерию ярких красок и оригинальность хореографических композиций. В спектакле много массовых танцевальных сцен, которые органично украшают представление (в них заняты артисты хора и балета театра).
Заглавную роль и сложную вокальную партию в премьерном спектакле с блеском исполнила одна из ведущих солисток театра, лауреат международного конкурса Маргарита Александрович. И если в оперетте "Баядера" она блистала в совсем ином лирическом амплуа – в роли обольстительной светской красавицы Одетты Даримонд, то в мюзикле "Дон Жуан в Севилье" у Маргариты Александрович очень трудная и отличающаяся от прежней даже по внешнему рисунку роль. Убедительно сыграть мужчину стройной, хрупкой актрисе, которая всегда исполняет партии лирических героинь, быть в этой роли весь вечер на сцене – весьма непростая задача. Но актриса справилась с ней на отлично.
Ярко продемонстрировала она, кроме вокальных данных, и свое незаурядное дарование драматической актрисы, очень тонко и темпераментно подыгрывая партнерам. Ну а великолепные дуэты Дон Жуана (Маргарита Александрович) и Командора (Алексей Исаев) стали истинным украшением нового мюзикла.
Хочется отметить и тепло принятые зрителем сценические работы таких известных и полюбившихся публике солистов театра, как заслуженные артисты Беларуси Герман Козлов (дон Оттавио) и Валентина Петлицкая (донья Лаура), актер Александр Осипец (Флорестино).
На минскую премьеру мюзикла приехал из Санкт-Петербурга и автор музыки – композитор Марк Самойлов. Он написал эту оперетту в начале 70-х годов прошлого века. Уже тогда "Дон Жуан…" имел громкий успех, его поставили в тридцати театрах оперетты бывшего Советского Союза. Музыку молодого тогда композитора М.Самойлова сравнивали с Оффенбахом!.. Но в Минск его знаменитый мюзикл пришел только сейчас.
Наша постановка Марку Самойлову понравилась. После премьеры композитор искренне благодарил и актеров, и режиссера-постановщика спектакля Алексея Исаева «за то, что в Минске так роскошно, с красочными костюмами и декорациями поставлен этот мюзикл, к которому вновь проснулся интерес и во многих музыкальных театра) России…
Отметил композитор и удачную, на его взгляд, аранжировку, которую по-своему соответственно современному звучанию модным тенденциям в легкой музыке, сделал Лев Карпенко.
– Я абсолютно принимаю те новации которые привнес и придал им несколько иное звучание Лев Карпенко, – сказал Mapк Самойлов. – Законы легкого жанра требуют использовать в современных мюзиклах сиюминутные, расхожие шутки или музыкальные моменты и популярных шлягеров (как случае с куплетами из "Шарманки"). Все это приемлемо. В конце концов все решает его величество зритель. Если он принимает спектакль "на ура", как было на сегодняшней премьере, – значит, коллектив трудился не зря. Горячие аплодисменты – лучшая оценка и благодарность артистам всей постановочной группе за горький пот репетиций и точно выполнение неукоснительных требований режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера.
…И в завершение: очень хочется верить, что этот мюзикл станет украшением репертуар театра и в новых сезонах.
Светлана СИМОНОВА. Белорусская военная газета. Во славу Родины. – 2006. – 29 июля.
|