« Назад
ЗВЕЗД БЕЛОРУССКОЙ ОПЕРЕТТЫ ВЫНУЖДАЮТ УВОЛЬНЯТЬСЯ ИЗ ТЕАТРА
С шестью ведущими артистами Белорусского государственного музыкального театра дирекция решила не продлевать контракт о дальнейшей работе. Среди них – четыре заслуженных артиста Беларуси – Арнольд Ранцанц, Герман Козлов, Василий Сердюков и Валентина Петлицкая. Артисты получили письменное предложение от директора-худрука театра Алексея Исаева перейти на договор подряда – разовые выступления. Заслуженная артистка Валентина Петлицкая сразу же написала заявление об уходе. Артисты утверждают, что Исаев просто сводит с ними личные счеты и мстит за то, что они не считают его гением. "Народная воля" попыталась разобраться в ситуации.
"Убедительно просим защитить нас…"
О том, что происходит в театре, артисты не раз писали А. Лукашенко. Вот некоторые выдержки из одного такого письма.
"Уважаемый Александр Григорьевич!
К Вам обращается доведенный до последней степени отчаяния коллектив Белорусского государственного музыкального театра. Мы ставим спектакли, в которых нам стыдно выходить на сцену, потому что их художественный уровень не соответствует уровню столичного театра. Сегодня в театре нет ни главного режиссера, ни главного дирижера, ни главного балетмейстера, ни главного художника, все полномочия этих творческих работников сосредоточены в руках художественного руководителя театра, который является и его же директором. Абсурд, который представить невозможно…
Мы терпели до последнего, но жить и работать дальше в условиях постоянного страха и унижения нет сил. Одни не выдерживают и бегут сами. Других беспардонно и деспотично директор "выставляет" за дверь. Третьи в ужасе от тупика, в котором оказались, – бежать некуда, а работать не позволяет созданная в коллективе обстановка. Со всей ответственностью и убежденностью заявляем, что Исаев и не достоин, и не в состоянии занимать пост директора театра республиканского масштаба.
Убедительно просим защитить нас".
Под этим письмом, которое было написано в январе этого года, артисты не поставили своих фамилий. Поэтому не известно, читали его чиновники или сразу отправили анонимку в архив.
Сегодня артисты не боятся называть свои имена. Они говорят, что им терять уже нечего…
"Мы пришли именно в "Народную волю", потому что после пресс-конференции президента всем стало ясно, что он внимательно читает эту газету", – сказали артисты.
Арнольд РАНЦАНЦ, заслуженный артист Беларуси, заслуженный артист Украины: "Мне больно за свой театр…"
– Мы всю жизнь отдали этому театру, мы его фактически строили, возводили фундамент. Я отработал в Музкомедии почти 30 лет, имел много правительственных наград и грамот, был лауреатом премии имени Александровской. За эти годы у нас бывали разные ситуации, но такого катастрофического творческого состояния, такой сложной психологической атмосферы в театре никогда не было.
По моему мнению, конфликт в театре начался из-за непростого характера директора Алексея Исаева. На мой взгляд, он совершенно не приемлет никакой критики, не обладает творческим вкусом и чутьем. Когда-то он говорил, что в театре будет ставиться классика. Но сегодня он превращает театр в какое-то шоу-варьете-кабаре! А труппа не готова к тому, чтобы соответствовать данным мюзик-холла.
Режиссеры с мировыми именами, которые хотят работать у нас, не могут найти с Исаевым общий язык: он всем диктует свои условия. Был пример с режиссером Леонидом Квинихидзе – он собирался делать у нас "Дон Жуана". Он ставил талантливые фильмы "Небесные ласточки", "Соломенная шляпка", "Гиперболоид инженера Гарина", мюзикл "31 июня". Выдающийся режиссер, лауреат Государственных премий. Мы были безумно рады, когда с ним подписали контракт. Исаев попросил Квинихидзе переделать пьесу – он переделал, но наш директор забраковал ее и попросил переделать снова. И Квинихидзе справедливо возмутился, заявив: "Я же ставлю спектакль и знаю, каким он должен быть, мне не надо диктовать, что делать!" И отказался от постановки. Тогда Исаев решил поставить спектакль сам, хотя до этого времени режиссурой никогда не занимался и не имеет представления об этой профессии. На мой взгляд, получилось бездарно. А Квинихидзе тут же пригласили в Новосибирский театр оперетты, он поставил "Дон Жуана" и получил за него "Золотую маску".
Исаев – человек очень непредсказуемый и амбициозный. Однажды он через 15 минут после начала прервал спектакль "Юнона" и "Авось", в котором сам играл центральную роль. Ему показалось, что электрики дали мало дыма на сцену. Закрыл занавес, устроил разборку, а потом спектакль начали играть с самого начала…
Коллеги говорили, что он позволял себе выходить на сцену в нетрезвом состоянии. И в театре его не раз видели пьяным. Я ему об этом открыто говорил на актерском собрании. Он, видимо, до сих пор не может мне этого простить…
У меня на сегодняшний день 17 ролей в спектаклях текущего репертуара. Я почти каждый день занят! Но он все равно меня убирает. А ведь я еще в хорошей творческой и физической форме, убежден, что мог бы принести пользу театру.
Я человек мужественный, думаю, найду себе занятие. Но мне больно за свой театр. Мне обидно за артистку Ирину Скоробогатову, которую также переводят на договор подряда. А ведь у нее драматическая судьба, она одна, без мужа воспитывает больного ребенка. Кто-нибудь подумал, как она проживет на мизерную пенсию?..
Исаев, когда беседовал со мной, ссылался на то, что из управления культуры Мингорисполкома за подписью начальника управления Виктора Кураша получил указание о том, что пенсионеров надо сокращать. Но Кураш в разговоре со мной сказал, что это касается не артистов, а работников технических цехов и руководителей подразделений!..
Исаев без стеснения говорит о том, что его из театра никто не уберет, потому что за ним якобы стоят очень влиятельные люди из Администрации президента. А чиновники от культуры в частных беседах говорят, что не пойдут против тех, кто стоит за Исаевым, иначе они останутся без работы…
Герман КОЗЛОВ, заслуженный артист Беларуси: "Из театра выживают выдающихся артистов…"
– В начале мая я, как и некоторые мои коллеги, получил уведомление о том, что мне предлагается перейти на договор подряда. На первый взгляд это невинная штука. Но что такое разовое выступление? Это значит, что ты не член коллектива, что тебя просто нет. С тобой заключат стандартный договор о том, что в случае необходимости тебя могут пригласить на спектакль. Но эта необходимость может не наступить никогда.
На мой взгляд, этот ход придуман специально для того, чтобы выжить из театра группу – не побоюсь этого слова – выдающихся артистов.
Например, в Новосибирском театре оперетты до сих пор работает народная артистка России Волошина. Ей 84 года, но она выходит на сцену и является наставником молодежи. Ей публика рукоплещет! А у нас стариков выгоняют в никуда…
По сути дела, в театре сейчас самый настоящий тюремный режим. Мы не можем привести на спектакль даже своих жен и детей. В понедельник артистам нельзя приходить в театр. После спектакля нельзя больше получаса находиться в гримерке…
Такой текучести кадров, наверное, нет ни в одном театре. Речь не только об артистах. За пять лет у нас сменилось шесть заместителей директора. Ушла талантливый балетмейстер, заслуженная артистка России Нина Дьяченко, которая создала в театре балетную труппу. Благодаря ей об артистах балета из Музыкального театра узнал весь мир. Под ее чутким руководством Юлия Дятко и Константин Кузнецов 11 раз были лауреатами международных конкурсов! Но после ее увольнения ребята ушли танцевать в Театр балета к Елизарьеву.
В банке, куда люди из нашего театра уже сдали больше ста пластиковых карточек, удивляются: "Что у вас там происходит?"
Справедливости ради стоит заметить, что внешне в театре все вроде бы прилично. Сделали ремонт, выполняется план, зарплата у артистов в среднем около 700 тысяч рублей…
Наш театр когда-то был лучшим в Союзе. А сейчас? Мы иногда кланяемся после некоторых спектаклей и говорим: "Простите нас, люди добрые…" Потому что стыдно за их низкий уровень…
О том, что происходит в театре, хорошо известно не только в Управлении культуры, но и в министерстве. Но за это время к нам на разговор не пришел ни один чиновник, который может не только вникнуть в ситуацию, но и реально решить наши проблемы. А проблемы в театре есть не только у артистов-пенсионеров. На какие крайние меры нужно пойти, чтобы к нам прислушались, чтобы на нас наконец обратили внимание?..
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Виктор ШАБУНЯ, бывший солист Музыкального театра, ведущий мастер сцены: "Почему молчат профсоюзы?"
– Я ушел из театра почти год назад, потому что тоже не нашел понимания со стороны директора. Мы с семьей уже на протяжении 10 лет ежегодно даем концерты во Франции, пропагандируем там национальную белорусскую культуру. Для очередной поездки мне нужно было взять отпуск за свой счет. Коллеги давали даже письменные расписки, что заменят меня в каждом спектакле (замечу, что я никогда не злоупотреблял подобными просьбами, во Францию ездил раз в год). Однако Исаев мне навстречу не пошел, так как накануне я выступил с критикой в его адрес на коллективном собрании. А весь коллектив проголосовал за то, чтобы я остался.
Театр – это вся моя жизнь. И я до сих пор мечтаю туда вернуться…
Еще в мою бытность профсоюз работников культуры заключил соглашение с управлением культуры Мингорисполкома, в котором говорится, что с работником, имеющим высшую квалификацию и не имеющим взысканий, контракт заключается не менее чем на пять лет. А с работниками, не имеющими высшей квалификации и не имеющими взысканий, – не менее чем на три года. А почти все работники театра имеют годовые контракты, что позволяет дирекции держать их на коротком поводке…
Не ясно, почему молчат профсоюзы?!
К тому же увольнение ведущих солистов нарушает преемственность поколений в театре.
НЕПРЕДВЗЯТОЕ МНЕНИЕ
Наталья ГАЙДА, народная артистка Беларуси, символ белорусской оперетты:
– Директор считает, что поступает правильно, говорит, что, увольняя пенсионеров, он экономит большие средства. Я, конечно, этой политики не одобряю. Думаю, вышестоящие организации знают об этой ситуации. И они должны, наверное, поговорить с ним, убедить его не поступать так. Я с ним разговаривала, но…
Я плохо понимаю, как теперь все будет. Вы, предположим, звоните и говорите: "Иван Иванович, у Вас завтра спектакль". А он отвечает: "Извините, но я себя плохо чувствую, прийти не смогу". Вы тогда звоните Ивану Федоровичу. А он, к примеру, ногу подвернул. Ведь спектакли могут быть под угрозой срыва! Но директор как-то спокойно к этому относится…
Я знаю, что ни в Русском, ни в Купаловском театрах никто не переводит артистов пенсионного возраста на разовые выступления. А у нас специфика жанра такова, что на некоторых ролях должны быть характерные возрастные актеры. И поэтому я против того, чтобы их убирали из театра…
Марина КОКТЫШ. Народная воля. – 2007. – 17 мая.
|