« Назад
ТРУБАДУР-II И СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ
Не зря говорят, что гениальные идеи витают в воздухе, и, чтобы поймать удачную мысль за хвост, следует очень этого захотеть и пристальнее присмотреться. Видимо таким образом и поступили режиссёр-постановщик Белорусского государственного музыкального театра Анастасия Гриненко и директор, художественный руководитель театра заслуженный артист Беларуси Алексей Исаев, когда решили поставить оригинальный мюзикл для детей.
Как нельзя лучше для воплощения замысла подошла музыкальная сказка "Бременские музыканты". Наши родители с восторгом смотрели премьеру первого мультфильма в 1962 году, а через четыре года стремглав бежали к телевизору, чтобы по достоинству оценить вторую серию – "По следам бременских музыкантов". Нынешние школьники заслушивают до дыр CD-диск с "Новыми бременскими", который увидел свет в 2001 году.
И вот из Минска понеслись гонцы к композитору Геннадию Гладкову и авторам сценария – непревзойдённому киношному Шерлоку Холмсу Василию Ливанову и Юрию Энтину. Поначалу те с некоторым сомнением отнеслись к тому, что на одной площадке хотят за два часа показать сразу три сказки. Однако дали добро на постановку.
Кипела-кипела работа…
Анастасия Гриненко сочинила либретто, решив, что две части войдут в первое действие, а события третьей развернутся после антракта. Если бы понадобилось воссоздать реальные дворец, избушку разбойников, лес, банк "Бяки-Буки", то спектаклю понадобился бы как минимум настоящий ангар! Но художник Андрей Меренков мастерски вышел из положения, предложив условные, постоянно трансформирующиеся, движущиеся, вертящиеся декорации.
В постановке заняли практически всю молодёжь труппы. Жанр мюзикла довольно сложен: не каждый сможет минут десять бегать, прыгать, демонстрировать элементы акробатики, выполнять непростые трюки, а после исполнить сольную партию. Заводные песни и знакомый сюжет не оставили равнодушными даже маститых артистов. Теперь все в театре мурлычат на разные лады: "Мы к вам заехали на час, а ну скорей любите нас!" А балетмейстер-постановщик Дмитрий Якубович запел до того здорово, что получил главную роль – Трубадура. Как отметил на пресс-конференции перед премьерой директор Алексей Исаев, получился мюзикл для детей со взрослым размахом.
Нотка к нотке
Опытнейшим музыкантам пришлось сесть за парты. "А что делать, если в учебных заведениях не обучают жанру мюзикла?!" – сетовал дирижёр-постановщик Николай Макаревич. Режиссёр взялась за мегамюзикл, в котором действие происходит внутри песни. В оркестровой яме появилось множество современной аппаратуры. Попробуй-ка без определённых навыков после привычных классических инструментов овладеть бас или электрогитарой! К тому же композитор Геннадий Гладков смешал всевозможные стили: хиппи и дворцовую музыку, рок и шансон, но профессионалам любые трудности по плечу.
Мал да удал
В постановке шестнадцать основных персонажей, и среди них особенный – Трубадур-младший, сыграть которого полагалось ребёнку. Спектакль требует эстрадного вокала, яркого актёрского мастерства наравне с профессионалами, умения петь с оркестром. Необходимо выйти на сцену перед залом на 800 мест, на которой порой и взрослые-то теряются, а каково выдержать испытание совсем юному! Особо не веря в успех, дали объявление по школам и студиям, прослушали кандидатов… и зачислили в труппу сразу четверых на одну роль – Лёшу Жигалковича, Егора Коваля, Рому Николащенко и… В озорной компашке трубадуров появилась девятилетняя девочка: Кристина Светличная за пояс заткнёт любого мальчишку!
Кристина помогает зрителям разрешить извечное непонимание между родителями и детьми. Как обычно бывает, мамы, папы слушают свою музыку и требуют, чтобы их чадо слушало ту же, жило по тем же принципам. Но удивительное дело: ребята вырастают, сами становятся родителями и начинают требовать от собственных малышей так не нравившегося им ранее повиновения. История, к сожалению, любит повторяться… И только когда появляется реальная угроза, большие и маленькие осознают, что надёжнее и ближе семьи ничего на свете нет.
*** После небывалого успеха первых двух мультфильмов о перипетиях озорной ватаги Василий Ливанов решился пригласить персонажей на подмостки. В 1974 году в театре имени Ленсовета вышел первый в стране спектакль "Трубадур и его друзья". Зрители вслед за актёрами распевали ставшими народными песни, а после премьеры четверть часа купали артистов в море аплодисментов и цветов. Вскоре название спектакля появилось на афишах по всему СНГ, и, между прочим, значилось в репертуаре и минского Музыкального театра.
*** Авторы попросили Анастасию Гриненко не менять наряды главной пары. Оказывается, Принцессу для первой серии рисовали с жены Энтина: красное платье было её свадебным нарядом. А расклешенные хипповые джинсы Трубадура являлись писком моды в пору их молодости.
*** Америке существует традиция: сюжет мультипликационного фильма, занявшего верхние строчки прокатного рейтинга, переносят на сцену. Например, на Бродвее запели Симба и Нола из "Короля-льва", скоро под софиты выйдет диснеевская Русалочка. "Бременские музыканты", кстати, могли стать первым российским мюзиклом в Америке, заинтересованная сторона уже вела переговоры с авторами, однако проекту не суждено было появиться.
Анастасия ПАНКРАТОВА. Зорька. – 2007. – 6 апр. – С. 5.
|