« Назад
ЗРИТЕЛЕЙ НАДО УДИВЛЯТЬ…
Сначала он был актером, известным прежде всего ролью Мистера Икс. А сегодня Алексей Исаев – заслуженный артист Беларуси, директор и художественный руководитель Белорусского государственного академического музыкального театра
– В этой должности я уже семь с половиной лет, – говорит Алексей Николаевич. – Возможно, не все успел сделать, но творческих замыслов много, и все предназначены для наших зрителей. Их надо постоянно удивлять. Недавно нашему театру присвоен статус академического. И здесь заслуга нескольких поколений артистов, художников, других сотрудников театра.
– Пригласить всех желающих на мюзикл Евгения Птичкина "Бабий бунт" вы обещали еще в январе. Почему же затягивается премьера?
– Первым "Бабий бунт" поставил в Ростовском государственном музыкальном театре российский режиссер Кирилл Васильев. И создал музыкальную комедию именно так, чтобы она соответствовала "Донским рассказам" Михаила Шолохова. Мы тоже стараемся добиться максимальной правдивости. Это очень добрый, веселый спектакль. В нем есть народная душа, колоритные характеры, природа. Надеюсь, зрители оценят его. Но только если получится оригинал, а не подтасованная копия. Вот почему премьера переносится на начало марта.
– Хотелось бы подробнее узнать и о других планах театра. Что еще ожидает нас в этом сезоне?
– В ближайших планах коллектива – подготовить мюзиклы "Красная Шапочка" Алексея Рыбникова и "Три мушкетера" Максима Дунаевского. Скорее всего, в репертуаре нашей академической труппы появится и одно из новых произведений питерского композитора Марка Самойлова. Думаю, это будет музыкальная комедия "Небесный тихоход". Спектакль мы посвятим 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. К "Трем мушкетерам" также обратились неспроста. Сегодня в нашем театре много молодежи. А ей присущи романтика, творческий поиск, эксперимент. Да и зрители, по-моему, соскучились по рыцарству, подвигам. Все это есть в "Трех мушкетерах". Добро на постановку дал и композитор Максим Дунаевский.
– Какой стиль руководства предпочитаете: демократический или авторитарный?
– Я – жесткий руководитель. В искусстве не может быть панибратства. Хотя это не исключает доброжелательного и внимательного отношения к подчиненным. Означает это и ответственность. Допустим, обсуждаем на заседании художественного совета репертуар. У каждого свое мнение, а решение надо принимать руководителю. И дирижера можно назвать диктатором. Ведь он по-своему интерпретирует произведение композитора. И имеет на это полное право.
– В одном из интервью вы сказали, что быть директором – настоящая мужская работа. Изменилось ли ваше мнение за это время?
– Любая работа требует определенной концентрации сил и творческих возможностей. Теперь мужские профессии активно осваивают и женщины. Среди них есть космонавты, министры, президенты… Но их все равно называют не директоршами и не президентшами. Во всех случаях используется мужской вариант. И это, по-моему, символично.
– Сегодня здание вашего театра не узнать. После ремонта оно заметно похорошело. Какие перемены ожидаются еще?
– В целом ремонт завершен. Но надо еще навести лоск. Обязательно посмотрим на обновленный оперный театр. Возможно, потом что-то используем для себя. Предела совершенствованию нет. Хочется, чтобы людям нравились и спектакли, и артисты, и интерьер… Нечто подобное всегда ощущаю во Дворце Республики. Гармония, уют, покой. Не хочется уходить – сразу возникает желание вернуться обратно.
– Говорят, в ближайшее время в театре будет пополнение?
– Первый выпуск артистов для нашего профиля был в Белорусской государственной академии искусств в 1999 году. В нынешнем – второй. Этого крайне мало. Но проблема не только в периодичности подготовки артистов. Я не раз посылал в этот вуз главного дирижера и помощника художественного руководителя, которые приглашали студентов для участия в спектаклях. Но наши попытки познакомиться с молодыми артистами успехом не увенчались.
Мы были другими – готовыми дневать и ночевать в театре. И все-таки молодые кадры нам нужны. Правда, у меня есть и другой пример. Наш хореограф Дмитрий Якубович недавно подготовил концерт молодых исполнителей, который успешно прошел в Белгосфилармонии. Мне такая инициатива по душе.
– Однажды вы даже вложили собственные средства в постановку спектакля…
– Действительно, пришлось так сделать в 2002 году. И жена отнеслась к этому шагу с пониманием. Сегодня авторские права надежно защищены, а несколько лет назад этого еще не было. Мы ставили в театре рок-оперу Рыбникова "Юнона" и "Авось". Композитор должен был приехать в Минск. Но необходимые средства на оплату тогда не поступили. Половину суммы мне выделили спонсоры, вторую отдал из личных сбережений. Правда, через год затраченное мне вернули.
– Словом, своими тылами довольны?
– Да, семья поддерживает во всем. Жена Светлана по образованию педагог, работает завучем в школе. Хорошо разбирается в музыке, искусстве. Супруга и с техникой на ты. Сыну Никите на Рождество исполнилось 11 лет. Он знает все наши спектакли. Ходил на репетиции и даже участвовал в некоторых постановках. Учится в музыкальной школе по классу фортепиано и гитары. Надеюсь, выберет хорошую профессию. Какую – неважно, главное, чтобы стал хорошим человеком: добрым, умным, отзывчивым.
Алла КАЗАКОВА. Фото Игоря КУЗНЕЦОВА. Минский курьер. – 2009. – 11 февр. – С. 11.
|