"МЕФИСТО". ДУБЛЬ ДВА
Белорусский государственный академический музыкальный театр приглашает на премьеру, которую в кулуарах окрестили "возрождением". Некогда балет "Мефисто" уже презентовали на этой сценической площадке, но судьба постановки оказалась столь же мифической, как и сам сюжет спектакля.
"Мефисто" – первый современный национальный балет. Именно так называли премьерную постановку 2002 года журналисты, критики, театралы. На главные роли пригласили выпускников Белорусского государственного хореографического колледжа Константина Кузнецова и Юлию Дятко. Как выяснилось позже, именно для них и было написано либретто. В ролях обездушенной куклы Марго и влюбленного юноши авторы музыки и либретто – Владимир Кондрусевич и Юлия Чурко видели только эту пару. Постановку балета доверили народному артисту Беларуси Владимиру Иванову. Кстати, для балетмейстера Иванова спектакль "Мефисто" был дипломной работой в Академии музыки. В целом для всей постановочной группы первой версии балета " Мефисто" спектакль стал судьбоносным. Благодаря этой работе Константин Кузнецов и Юлия Дятко стали солистами Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, так как одним из первых зрителей был народный артист СССР Валентин Елизарьев. Тогда он занимал пост художественного руководителя театра. Он-то и пригласил ребят в труппу.
– Валентин Николаевич после премьеры назвал "Мефисто" событием для республики, – вспомнил балетмейстер-постановщик Владимир Иванов. Представьте, насколько было приятно постановочной группе услышать такие слова от Елизарьева, который сделал известным белорусских солистов балета во всем мире! "Мефисто" вообще очень вовремя появился и в жизни артистов, и в репертуаре Музыкального театра. Опереточный театр – негласное название этого храма Мельпомены, а ведь здесь прекрасный кордебалет. Почему солисты должны лишь подтанцовывать?! Кстати, за последние пару лет кордебалет Музыкального театра обновился на 75 процентов. Здесь есть с кем работать.
В возродившемся балете "Мефисто" главные партии исполняют лауреаты международных конкурсов Григорий Круковский и Рина Ивакири. После их исполнения начинаешь понимать смысл выражения "Танец – это жизнь". Тому, как солисты выполняют фуэте и арабески, могут позавидовать многие примы и премьеры. Роль Мефисто, как и в первой версии, досталась дипломанту международных конкурсов Виталию Красноглазову.
– На этот раз, пожалуй, мне легче всех. В образ вживаться не надо, все знакомо. Правда, хореография абсолютно новая, да и концепция спектакля другая, – рассказал Виталий Красноглазов. – Если в первой версии Мефисто был бизнесменом, который ради успеха продал душу дьяволу, то на этот раз Мефисто и есть дьявол, или злой гений. Где он появляется, там царят хаос, негодование, ссоры.
К репетициям коллектив театра приступил в середине минувшей весны. Как правило, спектакли создаются в среднем за полгода, "Мефисто" же возродили за три месяца. И это при том, что репетировали сцены между репертуарными постановками и прогонами других спектаклей. Плюс ко всему в балете задействованы ведущие артисты Музыкального театра. Такой работоспособности и выносливости можно только позавидовать!
– Теперь театр трудно представить без своего балета. Это как группа "Битлз" без своих песен, – поделился Владимир Иванов. – Я искренне верю, что вскоре Музыкальный театр будут хорошо знать за границей благодаря балету.
Кстати, первые исполнители ведущих партий – Константин Кузнецов и Юлия Дятко также заявлены в программке. По возможности солисты теперь уже Большого театра Беларуси будут танцевать и на сцене Музыкального театра. Из-за занятости артистов первый "Мефисто" и ушел со сцены, просуществовав лишь пару сезонов. Станет ли премьерный "Мефисто" визитной карточкой танцевального Музыкального театра, покажет время. Но уже сейчас известно, что в новом театральном сезоне именно эта постановка станет самой тиражной.
Анна МАЛУШЕНКО.
Белорусская военная газета. Во славу Родины. – 2010. – 28 июля. – С. 7.