« НазадУВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ПЛЮС СМЕЛОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАБГАМТ: новый этап развития или перелом в стиле руководства? На удивление тихо и незаметно перешагнул свое 40-летие Белорусский государственный академический музыкальный театр. Напомним, что открытие его первого театрального сезона состоялось 17 января 1971 года. Пожалуй, единственным напоминанием о круглой дате стала неброская строка на январской репертуарной афише со словами "40-летие театра". Конечно, можно сказать, что 40 лет – не юбилей, но все же дата круглая и весомая, особенно с учетом того, что свое 30-летие театр отмечал соответствующими торжествами… Справедливости ради надо сказать, что немногие из ныне работающих здесь были участниками тех событий – уж очень существенно за последнее время изменился состав труппы. А из актеров, которые стояли у самых истоков создания музыкального театра, сегодня в составе труппы осталось только двое – народная артистка Беларуси Наталья Гайда и заслуженный артист Беларуси Василий Сердюков. К тому же, в течение последнего года полностью поменялось руководство театра. И, надо полагать, именно это обстоятельство повлияло на ход событий – новый директор, так же как и художественный руководитель театра, к означенной дате находились на своих должностях менее года, поэтому и не сочли уместным подводить итоги работы своих предшественников за прошедшие десятилетия. Известно, что создавался этот творческий коллектив как Театр музыкальной комедии, основу репертуара которого составляли классические оперетты и советские музыкальные комедии, а также произведения белорусских авторов. Однако в постсоветский период в театре произошло немало существенных изменений. Так, с конца 1992 года под руководством главного балетмейстера заслуженной артистки России Нины Дьяченко здесь начали ставить самостоятельные балетные спектакли. И уже в 1995 году балетная труппа впервые выехала на гастроли в Испанию, после чего последовали довольно частые поездки во многие европейские страны, чаще всего в Швейцарию и Германию. Таким образом, из ранее обычной балетной труппы Театра музкомедии, играющей как бы вспомогательную роль при создании спектаклей, этот коллектив превратился во вторую балетную площадку города. Кроме балетов, в театре всегда было много постановок, выходящих за рамки жанра: итальянские комические оперы, классические и современные мюзиклы, рок-оперы... Становилось совершенно очевидным, что Театр музыкальной комедии может не только поставить любой спектакль в своем жанре, но ему под силу практически любая музыкальная постановка. Так встал вопрос о смене статуса, и в начале 2000 года Государственный театр музыкальной комедии Республики Беларусь был преобразован в Белорусский государственный музыкальный театр. В 2001 году за значительные заслуги в развитии музыкального искусства театру было присвоено почетное звание "Заслуженный коллектив Республики Беларусь", а в 2009-м – звание "Академический". Разделение властей Когда в феврале 2010 года театр неожиданно покинул его директор и художественный руководитель Алексей Николаевич Исаев, естественно, встал вопрос о новом руководстве. В том же месяце на пост директора театра (кстати, 11-го по счету за 40-летний период) был назначен Александр Евгеньевич Петрович, имеющий авторитет крепкого административного работника в театральной сфере. Сразу нужно отметить, что это тот тип директора, который четко проводит грань в вопросах административного и художественного руководства творческим коллективом. Однако на тот момент в театре не было ни художественного руководителя, ни главного режиссера, и новому директору довелось одновременно решать все текущие творческие вопросы. В частности, нужно было завершать постановку мюзикла А. Рыбникова "Красная Шапочка. Поколение next". К тому же до конца сезона планировалось выпустить еще два спектакля. Первая постановка – балет белорусского композитора Владимира Кондрусевича "Мефисто" – увидела свет в июне. Это новая версия одноименного балета, поставленного народным артистом Беларуси Владимиром Ивановым на этой сцене в 2002 году. Тематика и образы произведения отсылают нас к классическому сюжету, перипетии которого остаются актуальными во все времена. Композитор существенно переработал свое произведение, написав к нему пролог и создав, по существу, новую редакцию музыки, а балетмейстер-постановщик осуществил новую хореографию балета. Дирижером-постановщиком обновленного балета является Николай Макаревич. В премьерном спектакле главные партии исполняли лучшие солисты балетной труппы – Виталий Красноглазов, Григорий Круковский, Рина Ивакири. Эта постановка стала бесспорным творческим успехом театра, ее сразу высоко оценили и почитатели балетного искусства, и специалисты. А в июле, к закрытию сезона, была выпущена музыкальная комедия В. Ильина и В. Лукашова "Моя жена – лгунья". Спектакль ранее уже был в репертуарной афише театра – с 1979 года он продержался на сцене 25 сезонов. Легкий для восприятия музыкальный материал, в котором легко улавливаются интонации популярной эстрадной музыки второй половины ХХ века, несложная пьеса с быстро развивающимся сюжетом, основанном на комедии положений, – все это способствует созданию веселого развлекательного спектакля. Для его постановки была приглашена Галина Галковская – режиссер белорусской оперы. Судя по всему, она стремилась раскрыть более глубокие психологические аспекты поведения героев данного произведения, однако заданность пьесы и жанра в целом все же взяли свое. В результате убедительных психологических характеристик героев так и не получилось, а чисто комедийные коллизии, являющиеся основой спектакля, приобрели чересчур форсированный характер. Так что вряд ли кто станет гарантировать этой постановке такое же долголетие, как и предыдущей. В середине 2010 года в театре появился художественный руководитель. На эту должность был назначен заслуженный работник культуры Республики Беларусь Адам Османович Мурзич – известный вокальный педагог, ученики которого успешно проявили себя и в белорусской опере, и в музыкальном театре, а также за пределами Беларуси. Нужно отметить, что эту должность в театре никогда не занимал отдельно взятый человек. Как известно, Алексей Исаев, возглавлявший театральный коллектив с 2000 по 2010 год, являлся одновременно его директором и художественным руководителем. Ранее на протяжении не столь продолжительного времени эти две должности совмещал Сергей Костин, который был директором театра с 1990 по 1995 год, а с 1992 года – одновременно и художественным руководителем. Новый же директор придерживается принципа "разделения властей" и считает, что театр обязательно должен быть укомплектован главными специалистами, поэтому наряду с художественным руководителем осуществлял поиск и главного режиссера. Но об этом чуть позже… В руководстве творческим процессом обозначились две генеральные линии: изменение репертуарной политики театра и повышение постановочной и исполнительской культуры путем неустанной работы над усовершенствованием профессиональных навыков артистов. – Передо мной, как художественным руководителем театра, в первую очередь была поставлена следующая задача: безотлагательно начать работу, направленную на поднятие певческой культуры солистов и постановочной культуры спектаклей в целом, – говорит А.О. Мурзич. – Дело в том, что в репертуарной политике театра в последние годы наблюдался крен в сторону мюзиклов, притом не всегда качественных. А постоянное пение в микрофон, не требующее полной опоры на дыхание, привело к тому, что солисты стали терять вокальную форму и им уже трудно было справляться с партиями из классического репертуара. Прежде всего, я отслушал самый главный блок – венский, то есть классические оперетты, по которым в первую очередь судят о состоянии театра. И вывод был неутешительным: если срочно не предпринять никаких мер, то классический жанр в нашем театре, имеющем звание академического, окажется бесперспективным. Ведь на поверку оказалось, что даже в венских опереттах применяются микрофоны: кроме верхней подзвучки, используются так называемые журавлики, расположенные на авансцене вдоль рампы. Для оркестра это тоже нехорошо: если со сцены идет громкий, механический звук, значит, можно громко играть… Так нарушается звуковой баланс, краски и нюансы уходят, и теряются легкость и изящество, присущие оперетте. Что уж тут говорить о мюзикле, полностью основанном на микрофонном звучании, когда вокалисты подстраиваются под более легкую манеру исполнения. А ведь это чревато тем, что через некоторое время можно полностью потерять состояние певческой опоры. По большому счету, из всех солистов сегодня только одна Наталья Гайда по-настоящему держит форму. И одним махом эту проблему не решишь. В спектаклях классического репертуара микрофоны снимаем постепенно – убираем "журавлики", оставляя мягкую верхнюю подзвучку. С солистами стали проводить уроки не только по вокалу, но и по сценическому движению, актерскому мастерству. Пришлось снять с проката в первую очередь некоторые из мюзиклов, на качество и постановочную культуру которых было немало нареканий. А спектакли текущего репертуара, находящиеся в незавидном вокальном и оркестровом состоянии, насколько возможно обновляем по устоявшейся схеме: проводим репетиции в классе, затем – в репетиционном зале, а на завершение – репетиции с оркестром. Ведь, по существу, за качество спектакля отвечает дирижер. Вообще оркестр – это база музыкального театра, а артисты – его лицо, именно их зритель видит со сцены и по их исполнительскому мастерству судит о театре в целом. Многообещающий тандем Перед новым руководством стояла еще одна очень важная проблема – отсутствие крепких руководителей основных творческих цехов. Отметим, что на протяжении всех предшествующих десятилетий театру не везло на главных режиссеров. Время от времени они появлялись, но постоянно никто так и не задержался. Самую яркую память о себе в этом театре оставил Вячеслав Цюпа, который был здесь главным режиссером в 1984–1987 годах. Его творчество отличалось небывалым до этого межжанровым поиском и смелым экспериментом, поставленные им спектакли становились лауреатами всесоюзных фестивалей, однако его новаторство и эстетику разделяли далеко не все... В результате театр потерял очень яркого и неординарного режиссера, который теперь успешно работает в России. Позднее, в 1997–2000 годах, главным режиссером был Борис Лагода, который покинул аналогичную должность в новосибирском театре. Наш земляк, выпускник Белорусского театрально-художественного института, он с готовностью принял это предложение, однако, в силу многих объективных и субъективных причин, и он вынужден был покинуть театр и вернуться в Россию. Отсутствие постоянного главного режиссера в музыкальном театре всегда компенсировалось тем, что многие спектакли здесь ставили приглашенные постановщики: режиссер белорусской оперы Семен Штейн, известный украинский режиссер Александр Барсегян, позднее – Борис Второв из России. На протяжении двух последних десятилетий с театром сотрудничали такие известные российские постановщики, как Юрий Александров, Александр Петров, Михаил Дотлибов, Юрий Дрожняк, Евгений Хандак и другие. Разнообразие режиссерских почерков само по себе благотворно, если не носит случайный характер. Лучше всего, когда этим процессом руководит главный режиссер, который отвечает за репертуарную политику театра, сам ставит спектакли и четко представляет, когда и каких именно постановщиков следует приглашать извне. Вот такой специалист и нужен был Белорусскому музыкальному театру на новом витке его развития. По благоприятному стечению обстоятельств, примерно в середине 2010 года, после 11-летнего перерыва, в родном Минске появилась Сусанна Цирюк, которая уже давно завоевала репутацию известного российского режиссера. Дочь знаменитого белорусского дирижера, она после окончания в 1989 году Санкт-Петербургской консерватории вернулась в родной город и на протяжении десяти лет была режиссером белорусского оперного, параллельно преподавая в Академии музыки и Академии искусств. В Театре музыкальной комедии Сусанна Цирюк в эти годы поставила детский спектакль "Весенняя песня" на музыку белорусского композитора Виктора Войтика и несколько бенефисов. А начиная с 1999 года, ее жизнь и творчество были связаны с Россией: некоторое время она работала в знаменитой Мариинке, затем на протяжении шести лет была главным режиссером Ростовского музыкального театра, параллельно ставила спектакли в других российских театрах и за рубежом. На счету Сусанны Цирюк было множество спектаклей, поставленных на лучших сценах мира, когда ее пригласили в Национальный академический Большой театр оперы и балета для постановки оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова. Обладательница многих российских и зарубежных театральных наград, в это же время она получила приглашение и от директора музыкального театра на постановку американского мюзикла. Более того – ей предложили здесь должность главного режиссера. В тот момент Сусанна Цирюк была связана несколькими зарубежными контрактами, поэтому сразу принять предложение не смогла, однако согласилась работать над постановкой мюзикла, премьера которого и состоялась в начале текущего сезона. Забегая вперед, отметим, что должность главного режиссера она смогла занять лишь через несколько месяцев, а именно – в декабре 2010 года. – В репертуаре театра должны быть спектакли разного жанра: классические оперетты, комические оперы, мюзиклы, классические и современные балеты, а раз театр академический – то и классические оперы, – говорит Сусанна Цирюк. – Но для этого необходимо как следует укомплектовать труппу – и по амплуа, и по голосам. На сегодняшний день в труппе наблюдается возрастной дисбаланс – практически нет актеров среднего поколения. В театре не осталось тех интересных исполнителей, которых я знала 11 лет тому назад и которые сегодня могли бы составить костяк опытных профессионалов. К нам могли бы приехать уже зарекомендовавшие себя солисты, например из России, но ведь все упирается в проблему жилья, и здесь без помощи городских властей не обойтись. А вообще при условии оптимального укомплектования труппы ее следовало бы разделить на две части: в одну вошли бы те артисты, которые больше тяготеют к классическому жанру, в другую те, кому ближе мюзикл и другие современные стили. Такой подход практикуют сегодня многие музыкальные театры. Дело в том, что манера звукоизвлечения и голосовая подача при пении вживую и в микрофон совершенно разная. Хотя и существуют вокалисты, которым одинаково хорошо удается делать и то, и другое, однако это не очень полезно для голоса. Так что подобное разделение пошло бы на пользу и самим артистам, и качеству спектаклей в целом, но для этого сначала нужно как следует укомплектовать труппу. К слову, Белорусский государственный академический музыкальный театр – единственный в нашей стране в своем жанре. Являясь республиканским по существу, он находится в ведении управления культуры Мингорисполкома и финансируется из городского бюджета. К сожалению, выделяемых средств недостаточно для полнокровного функционирования этого большого творческого коллектива. Как известно, из всех театральных жанров наш жанр самый дорогой. Если ставить классическую оперетту, то в ней все должно быть изысканно и богато, что требует больших вложений в постановку, а если ставить мюзикл, то, в первую очередь, он должен быть зрелищным шоу, чего также невозможно достичь без соответствующих вложений. А обновлять репертуар нам просто необходимо, поэтому хотелось бы надеяться на поддержку соответствующих органов власти, от которых зависит финансирование театра. Новому руководству БГАМТ необходимо было также принимать радикальные меры по исправлению очень незавидного положения, в котором оказалась балетная труппа театра. После того как пять лет тому назад главный балетмейстер заслуженная артистка России Нина Дьяченко покинула свою должность, былая конкурентоспособность труппы стала стремительно падать. А ведь именно благодаря подвижническому труду Нины Николаевны танцовщики театра узнали, что такое настоящий балет. Иностранные импресарио не просто приглашали балетную труппу Белорусского музыкального театра на гастроли – они заказывали постановки конкретных балетов! За непродолжительный период времени Нине Дьяченко удалось вырастить множество лауреатов международных конкурсов, а ее звездная пара Юлия Дятко и Константин Кузнецов, получившие звания заслуженных артистов Беларуси, теперь очень успешно продолжают свою карьеру в Национальном академическом Большом театре оперы и балета. А труппа музыкального театра, лишившись в одночасье стимула к настоящей работе, быстро стала иссякать в своей численности, бледнеть в профессионализме. Ей необходим был сильный и не менее авторитетный балетмейстер… Новое руководство театра обратило свой взор на знаковую личность в отечественном балете – в прошлом выдающегося танцовщика, а ныне педагога и балетмейстера народного артиста Беларуси Владимира Иванова. Поработав с труппой над постановкой балета "Мефисто", Владимир Владимирович, как никто другой, знал все ее проблемы. И все-таки после долгих колебаний Владимир Иванов дал свое согласие возглавить балетную труппу театра. Это совпало с началом текущего театрального сезона. О новых балетных спектаклях тогда приходилось только мечтать – сначала необходимо было поднять труппу до необходимого профессионального уровня и постараться воссоздать прежние постановки, а также "подчистить" балетные номера в спектаклях текущего репертуара. Очень сильно пришлось поработать с кордебалетом, даже больше, чем с ведущими солистами. Но самая большая проблема – кадровая. Яркий тому пример: пару месяцев назад ушла из театра ведущая пара – Рина Ивакири и Григорий Круковский, и на какое-то время театр снова потерял недавно обновленный балет "Мефисто", потому что этих танцовщиков заменить некем. Дело в том, что все выпускники хореографического колледжа ежегодно направляются в Большой театр, и в музыкальный могут попасть только те, кого туда не взяли. Большие надежды главный балетмейстер возлагает на следующий год, когда в колледже ожидается два выпуска в связи с переходом с 9-летнего на 8-летний срок обучения – может тогда хоть немного выпускников и музыкальному театру достанется… И, наконец, в начале 2011 года в театре появился новый главный дирижер. Им стал 37-летний Олег Лесун, ранее работавший в театре оперы и балета. Молодой маэстро имеет за плечами серьезную академическую базу, немалый опыт работы в опере и те необходимые задатки, без которых невозможно состояться в этой профессии, – целенаправленную волю и твердый характер. "Первым лицом в музыкальном театре по праву должен быть главный дирижер, – говорит Адам Мурзич, – и мы надеемся, что он станет нашей музыкальной совестью". В свою очередь, Олег Лесун отмечает, что жанр оперетты – производный от оперы, поэтому наряду с классической опереттой в театре нужно ставить комические и классические оперы. Должное внимание будет уделяться и оркестровым симфоническим программам – так называемой популярной классике: произведениям Моцарта, Чайковского, Оффенбаха, Штрауса… На таком материале труппа будет только повышать свой профессионализм – ведь театр должен оправдывать статус академического. Необходимо также уделить должное внимание произведениям белорусской классики, а также привлекать к сотрудничеству с театром современных белорусских композиторов. Это последнее кадровое назначение немного насторожило любителей мюзиклов – как бы главный дирижер-академист вообще не изгнал этот жанр из театра. Но мюзикл мюзиклу рознь. Как признается Олег Лесун, он и сам с удовольствием взялся бы за постановку, например, классического мюзикла "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу или таких оперетт, как "Летучая мышь" И. Штрауса или "Сильва" И. Кальмана. А для постановки современных мюзиклов в театре есть другие дирижеры, которые это с удовольствием и хорошо делают, например Николай Макаревич. По большому счету, специализация по жанрам хороша не только для вокалистов, но и для дирижеров, что в определенной мере в музыкальном театре уже и наблюдается. Таким образом, благодаря последним преобразованиям, под крышей музыкального театра собралось настоящее созвездие главных специалистов. Более того, впервые в его штате одновременно есть и художественный руководитель, и главный режиссер. И это сразу отразилось на репертуарной политике и на качестве постановок. Театр смело начал расширять свой жанровый диапазон – большое внимание стало уделяться симфонической и камерной музыке, что нашло отражение в соответствующих творческих проектах. От американского мюзикла – к классической оперетте Открытие текущего театрального сезона было ознаменовано премьерой музыкального ревю "Однажды в Чикаго" по мотивам бродвейских мюзиклов в постановке Сусанны Цирюк (тогда она еще была приглашенным российским режиссером). В основе его музыкального материала – изобретательная компиляция из произведений Джозефа Стайна, Глена Миллера, Джона Кандера, Консуэло Веласкес и Барбары Стрейзанд, дополненная другими композициями, ранее нигде не звучавшими. Дирижер-постановщик этого спектакля – Андрей Галанов, которого всегда отличает безошибочное чувство стиля. И это проявилось в сохранении столь своеобразного джазового характера данного музыкального материала. А в основу сюжета этого сценического произведения положена невероятная история о двух незадачливых музыкантах, попавших в женский оркестр, хорошо всем известная по фильму "В джазе только девушки". Спектакль отличается особой стильностью и изысканностью, виртуозно поставленными мизансценами, где выверены каждое движение артистов и каждый сантиметр сценического пространства. Он притягивает зрителя своей динамичностью, легкостью и какой-то искристой фееричностью, исходящей и от музыки, и от танцев, и от необыкновенно слаженной игры актеров. А вскоре состоялась премьера музыкальной комедии Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан". Это совместный проект Белорусского государственного академического музыкального театра и Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, посвященный 125-летию со дня рождения классика азербайджанской музыкальной культуры, осуществляемый при поддержке Посольства Азербайджана в Беларуси, а также при содействии министерств культуры обеих стран. Данное произведение, переведенное на 70 языков мира и поставленное более чем в 90 странах, в Беларуси ставилось впервые. Режиссером-постановщиком этого необыкновенного спектакля является заслуженный деятель искусств Азербайджана Хафиз Гулиев, балетмейстером-постановщиком – народная артистка Азербайджана Медина Алиева. Необыкновенным был премьерный показ: для исполнения главных ролей в Минск приехали ведущие солисты азербайджанской оперы Инара Бабаева и Фарид Алиев. Ожидается, что белорусская постановка будет в скором времени показана в Баку.
В феврале в театре прошла премьера мюзикла "Голубая камея", авторами которого являются известный российский композитор и продюсер Ким Брейтбург и не менее известный поэт-песенник Карен Кавалерян. Об этом белорусско-российском проекте Ким Брейтбург впервые публично заявил летом 2010 года на пресс-конференции, проходившей в рамках XIX Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске". День Союзного государства на фестивале завершился авторским вечером композитора, название которому дала его знаменитая песня "Две сестры – Беларусь и Россия". (За эту песню Ким Брейтбург в свое время получил специальный диплом Постоянного комитета Союзного государства; он награжден также медалью Союзного государства "За сотрудничество".) Тогда же витебская публика впервые услышала и фрагмент из мюзикла "Голубая камея" в исполнении солистки Белорусского музыкального театра Илоны Казакевич. Для работы над будущим спектаклем вместе с Кимом Брейтбургом в Минск приехала и Валерия Брейтбург – педагог Российской академии музыки имени Гнесиных, являющаяся музыкальным руководителем постановки, а также известный московский режиссер и хореограф Николай Андросов, лауреат престижной премии "Национальное достояние России". Свою деятельность в Минске члены постановочной группы начали… с проведения кастинга, целью которого был поиск наиболее подходящих типажей, соответствующих персонажам мюзикла. В результате на главные роли в спектакле наряду с профессиональными актерами были назначены "артисты из народа", прошедшие все испытания кастинга (никто из них ранее не имел никакого отношения к театру, однако все они – выпускники либо студенты творческих вузов). В этом нетрадиционном и незаурядном спектакле, построенном по всем законам театральной постановки, все же прослеживаются некоторые характерные признаки массовой культуры – его создатели используют все средства сценической выразительности, в том числе и присущие современному эстрадному шоу. При этом им удалось совместить, казалось бы, несовместимое – современную музыку и современную хореографию с исторической тематикой, лежащей в основе сюжета. Перед зрителем разворачиваются события из екатерининской эпохи, в центре которых – небезызвестная княжна Тараканова и граф Орлов. Автор либретто сосредоточился на одной главной теме – взаимоотношениях этих двух персонажей, не касаясь острых социальных и политических перипетий, в которые была вовлечена главная героиня. Перед зрителем предстает не легендарная авантюристка и самозванка, "всклепавшая на себя имя", а очень романтичная особа, которая даже не помышляет о троне, а хочет лишь доказать свое высокое происхождение, подтверждением чему служит имеющаяся у нее голубая камея с императорским вензелем. (Примечательно, что Карен Кавалерян за либретто этого мюзикла в 2010 году был награжден медалью А.П. Чехова Союза писателей Российской Федерации.) Музыкальный материал постановки отличается жанрово-стилевым синтезом. Если говорить обобщенно – это поп-музыка в самом широком смысле, где есть элементы и классики, и рока, и современные музыкальные стили типа айренби. Развернутой музыкальной драматургии, присущей классическому мюзиклу, в этом произведении нет, однако в нем прослеживается определенный лейттематизм, поддерживающий единство всей композиции, и что самое главное – характеры персонажей раскрываются именно посредством ярких музыкальных характеристик, в которых улавливаются и романсовые, и фольклорные интонации, и лучшие черты берущей за душу отечественной песни… Всем композициям присуща одна общая черта – яркий мелодизм. В соответствии с музыкой и в танцах, без которых немыслима эта постановка, есть некий стилистический симбиоз: это и классика, и модерн, и такие современные стили, как хип-хоп. Даже те, кто не принимает этот спектакль, называя его попсовым шоу, отдают должное его постановочной культуре. Без сомнения, самой долгожданной стала мартовская премьера, приуроченная к Международному дню театра, – оперетта Имре Кальмана "Сильва" в постановке новых главного режиссера и главного дирижера. Во-первых, все с нетерпением ждали совместной работы Сусанны Цирюк и Олега Лесуна, а во-вторых, в театре уже шесть лет не ставили ни одной классической оперетты. Впервые появившись в репертуаре Белорусского театра музкомедии в 1972 году, сегодня это произведение переживает свое четвертое сценическое воплощение на этой сцене. И в каждой из этих постановок блистала Наталья Гайда: сначала в образе главной героини – Сильвы, а затем – в яркой характерной роли бывшей "красотки кабаре", превратившейся в княгиню. В нынешней постановке Сусанна Цирюк создала свою, авторскую версию либретто, благодаря чему в сценическом действии снова высвечивается блистательный образ неподвластной возрасту королевы чардаша. В премьерном спектакле в роли Сильвы предстала нынешняя прима Маргарита Александрович, в роли Эдвина – ведущий солист Антон Заянчковский. Дуэт этих артистов на сегодняшний день – самый сильный в театре, и они оправдали все ожидания публики. В целом весь актерский ансамбль, включая хор и балет, работает слаженно и четко, в соответствии с режиссерской концепцией, которая для самих исполнителей во многом является непривычной. Основной проблемой для постановщиков стали стереотипные представления об этом спектакле среди той части актеров и оркестрантов, которые были заняты в предыдущих постановках "Сильвы". Да и большая часть зрителей, помня их, заранее представляла себе, каким должен быть этот спектакль, по крайней мере – его кульминационные моменты. И новое постановочное решение давно знакомых вещей кого-то, возможно, разочаровало, а кого-то привело в недоумение. Каноны и штампы венской оперетты существовали уже во времена Кальмана. Всегда существовали также и постановочные каноны, характерные для развития данного жанра в данный промежуток времени. Есть они, конечно, и сейчас. Но Сусанна Цирюк, будучи самостоятельным и смелым художником, всегда выступала за авторскую режиссуру. Главное для нее – отсутствие в постановке так называемых опереточных швов: артисты хора и балета не должны заметно отделяться от солистов-вокалистов, и все исполнители на сцене должны быть единым ансамблем. Так что зритель, ожидающий снова увидеть любимый фрагмент оперетты почти как отдельный номер, после которого можно наградить исполнителей овациями, возможно, будет разочарован. Не увидит он на сцене и зажигательного чардаша, который, как правило, определяет всю музыкальную атмосферу оперетт Кальмана и является кульминационным пунктом каждой сцены, эмоционально и красочно завершая ее. Но венгерская национальная хореография не стала основой при постановке танцев в этом спектакле (балетмейстер-постановщик Елена Дмитриева-Лавринович), так как его хореографический и пластический рисунок подчиняется общей режиссерской концепции постановки, в которой основной акцент делается на эпохе создания этого произведения, совпавшей с расцветом эстетики модерна. В той же эстетике выдержана и сценография спектакля, а также костюмы персонажей, что также воспринимается неоднозначно (художник-постановщик – Татьяна Королева). Визуально-стилевое единство в оформлении сцены можно даже назвать безупречным. Однако насколько оно соответствует характеру музыки Кальмана и вообще – постановочной эстетике классической оперетты? Ведь единство содержания и формы – суть любого произведения искусства. Пожалуй, этот вопрос и будет самым спорным в оценке данного спектакля. Из оркестровой ямы – на сцену Стремление охватить самые разные музыкальные жанры и стили – еще одно ставшее очевидным направление в деятельности театра. В частности, особого внимания заслуживают оркестровые программы, среди которых выделяется долгосрочный концертный проект "Музыкальные вечера с Александром Анисимовым". Этот дирижер, ныне возглавляющий Национальный симфонический оркестр Республики Беларусь, известен и у нас, и за рубежом своей активностью в поисках новых форм концертной деятельности. И он с удовольствием принял предложение подготовить цикл программ с симфоническим оркестром музыкального театра. Особый интерес вызвал второй концерт этого цикла под названием "Итальянское каприччио", в программе которого звучала музыка П.И. Чайковского, а также музыка из опер итальянских композиторов. В этом концерте, наряду с симфоническим оркестром, принимали участие хор музыкального театра, а также солистка белорусской оперы Оксана Волкова и солистка пермской оперы Ирина Крикунова. Конечно, для хора музыкального театра, который в последние годы работал в мюзиклах даже больше, чем в опереттах, подобная музыка является сложной. Тем не менее Александр Анисимов отметил достойный уровень подготовки и исполнения всех концертных номеров. Разумеется, участие в таких программах не только повышает исполнительское мастерство оркестра и хора театра, но и способствует установлению новых критериев в оценке своих творческих возможностей. А состоявшийся в декабре минувшего года оркестровый проект вообще можно назвать беспрецедентным. Его творческими вдохновителями стали дирижер Григорий Пентелейчук и пианист Дмитрий Найдич – французы украинского происхождения, которые последние 20 лет занимаются успешной концертной деятельностью на Западе, не порывая творческих связей с музыкальными коллективами на постсоветском пространстве. С симфоническим оркестром музыкального театра ими был подготовлен концерт классической музыки в двух отделениях, программу которого составили Девятая симфония А. Дворжака ("Из Нового света") и Третий концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Эта программа вызвала большой резонанс среди музыкальной общественности, в зале присутствовало немало искушенной филармонической публики. Более того – с этой программой симфонический оркестр музыкального театра принял участие в XXII Международном музыкальном фестивале имени И.И. Соллертинского, который ежегодно проводится в Витебске. Театр периодически представляет публике и ряд других оркестровых программ, которые входят в репертуарную афишу театра. Одна из них, под названием "Волшебный мир оперетты", впервые прозвучала 8 октября 2010 года под сводами Полоцкого Софийского собора на открытии очередного концертного сезона. Ее подготовили дирижер Юрий Галяс и режиссер Анна Моторная. Эта программа, составленная из лучших номеров опереточной классики в исполнении ведущих солистов театра, является его визитной карточкой, по ней зрители в других городах Беларуси судят о театре в целом. Красноречиво говорит о своем содержании оркестровая программа "Сказки Венского леса", подготовленная дирижером Мариной Третьяковой. Кроме вальсов и другой танцевальной музыки Иоганна Штрауса, в ней звучат также отрывки из оперетт в исполнении солистов театра. Под руководством приглашенного дирижера Андрея Галанова подготовлена оркестровая программа "Мюзикл-гала" с участием солистов театра. В ней звучат арии и дуэты из мировых мюзиклов "Вестсайдская история", "Призрак оперы", "Чикаго", "Notre Dame de Paris", а также хиты Барбары Стрейзанд, Фрэнка Синатры, Луиса Армстронга и другие популярные вещи. Главный дирижер Олег Лесун в феврале представил публике свою первую оркестровую программу в этом театре – вечер балетной музыки. После этого началась его работа над осуществлением проекта Адама Мурзича "Баритоны Беларуси поют о любви". В концерте, состоявшемся в апреле, приняли участие десять вокалистов, пятеро из которых – солисты оперы и пятеро – солисты музыкального театра. И все они исполняли номера как из оперного, так и из опереточного репертуара. Что интересно, пятеро из десяти участников концерта – ученики А.О. Мурзича. И, наконец, вечера камерной музыки, которые также имеют своих поклонников и ценителей. Ведь романс объединяет два целительных потока – поэзию и музыку. "Для меня как художественного руководителя такой проект очень важен, ведь он развивает вокальную культуру наших исполнителей, – говорит Адам Мурзич. – Нами задуман цикл вечеров романса, в котором выделяются четыре основные программы: доглинковский период, включая Глинку; после этого идет XIX век – Чайковский, Рахманинов и другие композиторы; затем XX век – Шостакович, Свиридов, Прокофьев; и белорусские авторы: Абелиович, Туренков, Аладов, Глебов, Семеняко, Богатырев. В этих программах многие наши солисты поют лучше, чем в спектаклях: ведь романс требует филигранности, и в голосе появляются новые штрихи, новые краски. Эти программы готовит режиссер Анна Моторная – человек высокой музыкальной эрудиции и культуры, к тому же обладающий тонким вкусом". В достоверности такой характеристики можно легко убедиться, посетив хотя бы такой вечер романса, как "Исповедь женщины". В этом музыкально-поэтическом эссе просто поражает удивительная слитность поэтического слова, музыки и театрального действа… И как оказалось, каждый из реализованных проектов имеет свою зрительскую аудиторию. Обращением к высокой классике театр одновременно воспитывает как исполнителей, так и зрителей: любители оперетт и музыкальных комедий с удовольствием приобщаются и к популярной классике различных жанров. Для достижения высокой духовной цели коллектив Белорусского государственного академического музыкального театра умело использует все средства. И средства эти, сочетающие в себе уважение к традициям и смелость эксперимента, действительно хороши. Зоя ЛЫСЕНКО. На снимках:
|
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by