« НазадОН ЖЕНИЛ РЖЕВСКОГОТеатралов ждет "двойной Баскин": музыкальный театр готовит премьеры Через два месяца Минск откроет для себя питерского композитора Владимира Баскина. В Белорусском государственном академическом музыкальном театре готовят к постановке его комедию "Подлинная история поручика Ржевского", премьера назначена на Всемирный день оперетты — 5 июля. А осенью еще одна премьера — мюзикла Баскина "Сирано де Бержерак". И тут, и там пять пудов любви. В обоих спектаклях главное действующее лицо — кавалер, который храбр в дуэлях и робок в любви. Подзабытый советский драматург Александр Гладков "родил" Ржевского еще до войны, сделав его героем пьесы "Питомцы славы". Под названием "Давным-давно" она шла в осажденном Ленинграде в 1941 году. Кинорежиссер Эльдар Рязанов ровно полвека назад снял по этой пьесе "Гусарскую балладу". Ржевский обрел плоть актера Юрия Яковлева и всенародную славу. Вымышленный Ржевский оказался живее всех живых: его вставляют в балеты, о нем пишут романы, его именем называют рестораны и поп-группы, пивные бренды и товары, включая портянки (в подарочной упаковке). В городе Павлограде на скамейке гордо сидит бронзовый Ржевский — работа нашего скульптора Владимира Жбанова. В 2005-м питерцы сняли восьмисерийный фильм "Подлинная история поручика Ржевского". Сценаристы фильма получили предложение от композитора Владимира Баскина сочинить на этой основе комедию. Баскин положил ее на музыку. В Минске комедия впервые пойдет в полноценном варианте. Композитор приехал в театр на репетиции, где с ним и побеседовала наш корреспондент. — Владимир, какой у вас Ржевский: "три тысячи чертей" и "век не бывать тому компоту"? — Нет, он другой. Олег Солод, один из самых интересных российских комедиографов, вместе с режиссером и шоуменом Андреем Максимковым придумали сюжетный ход: с войны 1812 года в свое поместье возвращается высокоморальный Ржевский. Он и не подозревает, что в каждой избе уже есть книжка анекдотов про него. Настоящую череду интриг и розыгрышей устроят корнет Оболенский и гусарский полковник Панин — такого дрозда дадут, что мало не покажется. — Скажите главное: Ржевский женится? — Все женятся. В комедии десять персонажей, мы поженили шестерых — при том, что одна пара уже была жената. А затем по личному желанию главного режиссера вашего театра Сусанны Цирюк соединили и двух оставшихся героев. Цирюк также подтолкнула меня к окончательной доводке мюзикла "Сирано де Бержерак". Я восхищаюсь Сусанной Юрьевной. Когда она отдыхает? И отдыхает ли вообще?! Причем ничего не боится — берется за новые темы, за авторов, которые не известны широкой публике. Такие женщины входят в горящие избы и укрощают львов. — Когда и отчего приходит вдохновение? — Вхожу в драйв от талантливых кинофильмов, спектаклей. Мысль может родиться спонтанно. Потом ее нужно качественно обработать: за легкой импровизацией всегда скрывается железная конструкция. — Хочется услышать из первых уст: куда дрейфует оперетта? — Я сторонник мнения, что оперетта закончилась со смертью Кальмана. То, что делаем мы, — музыкальная комедия и мюзикл. — И сколько времени занимает сочинение мюзикла? — Бывает, две-три недели. Потом нужно выправить клавир и написать партитуру — это долгая и кропотливая работа. — Кто кого выбрал, вы — мюзикл или он вас? — Он меня. Композитор может заработать, то есть выжить, если только пишет музыку для кино и театра. — Это означает писать по заказу. — Сейчас я подбираюсь к опере, никакого заказа нет, буду писать и уповать на везение: если кому-то понравится, может, и поставят. Раньше я полагал, что хорошая музыка является гарантией будущей постановки, но для режиссеров не меньшее, а зачастую большее значение имеет то, как раскладывается пьеса на актеров. Например, "Сирано де Бержерака" можно ставить, если в труппе есть и Сирано, и Кристиан. Последний должен быть красавцем, а это всегда субъективный фактор. Но у вашего театра, я посмотрел, есть и Сирано, и Кристиан, и Роксана. Труппа амбициозная, яркая. — Мюзикл — американское изобретение. Россия в лице Александра Журбина, Геннадия Гладкова, Максима Дунаевского, Владимира Баскина приспособила "американца" под свои нужды. В Беларуси есть мюзиклы Владимира Кондрусевича… Говорит ли это о том, что мы овладели заморским жанром? — Вопрос занятный. В России одиннадцать консерваторий, каждая ежегодно выпускает по десять композиторов. А все равно мюзиклы пишут единицы. Нужно придумать образ, ход… Но и это ничего не решает. От меня зависит только количество вложенного труда. Мой учитель, мой мастер, выдающийся композитор Борис Иванович Тищенко, говорил: "Как?" — решает Бог. "Сколько?" — решаете вы". Бывает, бьешься, бьешься, потом раз — и ощущаешь, что подсоединился к музыкальному космосу. Это особое счастье, когда в тебе звучит музыка небесных сфер. Владимир Баскин — автор мюзиклов "Сирано де Бержерак", "Призрак замка Кентервиль", "Шведская спичка", "Кошка, которая гуляла сама по себе", "Двенадцать месяцев", "Алиса в Стране чудес", музыкальной комедии "Подлинная история поручика Ржевского", музыкальной драмы "Поединок", балета по картине Анри Матисса "Танец". Спектакли по его произведениям идут в Киеве, Новосибирске, Магадане, Донецке, Ростове, Иркутске… Вместе со своим другом музыкальным эксцентриком и юмористом Юрием Гальцевым объехал немало стран в качестве композитора и аккомпаниатора. Светлана НИКОЛАЕВА. http://mk.by/2012/05/08/60245/ На снимках: |
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by