« НазадЧЕМ СТАРИННЕЙ НАИВНОСТЬ РОМАНСА…Музыкальный дом "Классика", который уже два года существует на базе Республиканского Дворца культуры профсоюзов — творческое объединение новой формации. Его организаторами и идейными вдохновителями являются ценители мирового и белорусского классического наследия Александр Чаховский и Александр Маслов, которые сумели объединить вокруг своей идеи не только многих известных в республике музыкантов и вокалистов, но и целые творческие коллективы. Так, одним из постоянных участников творческих проектов Музыкального дома является ансамбль старинной музыки "Кантабиле", который подготовил цикл концертов "Музыкальные сокровища Европы", проходивших в 2012 году в Театральном зале Несвижского замка. А в ноябре на стационарной площадке Музыкального дома — в Белом зале Дворца профсоюзов — состоялся очередной камерный концерт ансамбля "Кантабиле", который стал своеобразным послесловием представленного в Несвиже цикла концертов. Вообще деятельность Музыкального дома "Классика" охватывает самые различные сферы и жанры классического музыкального наследия, которые широко не представлены на больших сценических площадках. Конечно, в первую очередь — камерные формы. И реализацией этой идеи непосредственно занимается музыкальный театр "Галерея", являющийся структурным подразделением Музыкального дома. Хотелось бы рассказать о его новом проекте, посвященном старинному русскому романсу, который недавно представили публике на камерной сцене Белого зала Дворца профсоюзов. Речь пойдет о концерте-спектакле "В душе моей", где романсы исполнила Анна Беляева — солистка Белорусского государственного академического музыкального театра. Эта артистка успешно совмещает свою театральную деятельность с работой в других творческих коллективах, принимает участие в различных музыкальных и театральных проектах, и с особенным удовольствием — в концертах камерной вокальной музыки. Признаем, что настоящий классический романс (в противовес "жестокому" цыганскому или современному эстрадному) многими воспринимается как нечто архаичное, но, вместе с тем, как и подобает истинным произведениям искусства, он продолжает жить и сегодня, сохранив все свои характерные черты. И самое главное — не теряется его исполнительская культура, потому что в наше время он под силу только настоящим профессионалам. Академический вокал и необыкновенный артистизм исполнения — те две доминанты в работе Анны Беляевой, которые были очевидны любому, кто даже впервые услышал ее выступление в концерте. Но какое богатство оттенков и нюансов при этом она выражала! Певица не просто вела вокальный монолог, но, как обладательница драматического сопрано и как театральная актриса, она исполнение каждого романса превращала в завершенный драматический этюд. И этому способствовал аккомпанемент классической шестиструнной гитары — изысканно-негромкий и чуткий, идущий за исполнительницей. Гитарист Виталий Дубовик, лауреат международного конкурса "Ренессанс гитары", несмотря на свою молодость, уже завоевал определенный авторитет и известность в музыкальных кругах. Своеобразный минимализм его аккомпанемента каким-то неуловимым образом подчеркивал мелодию, периодически образуя с ней интересные переплетения и как бы вызывая спонтанные ассоциации, что свидетельствовало о тонком чувствовании формы и стиля исполняемых произведений. Неповторимый колорит в атмосферу этого музыкально-поэтического вечера внесло и оформление зала — в духе импровизированного домашнего салона при свечах. Ведь известно, что на протяжении ХІХ века, в эпоху расцвета жанра, наряду с камерно-вокальной классикой развивался и бытовой, салонный романс, и немало тех замечательных творений неизвестных авторов дожило до наших дней. С каким щемяще-ностальгическим настроением звучали в тот вечер всем известные "Темно-вишневая шаль", "Что это сердце", "Очаровательные глазки" и другие замечательные романсы, об авторстве которых никто и не задумывается. Самое притягательное в музыке старинного русского романса — его запоминающаяся выразительная мелодия и широкая распевность. А основная его тематика — внутренний мир человека, сила и глубина чувств, драматизм переживаний. И все это должно находить свое отражение в интонационных приемах артиста. Кто хоть раз слышал исполнение романсов Анной Беляевой, не может не отметить мелодическую рельефность ее вокальной партии, выразительность интонирования и особое умение расставлять акценты, не говоря уже о разнообразии тембровых красок, гибкости и пластичности голоса. Излишней сентиментальности или надрывности, которые бывают присущи многим исполнителям романсов, у Анны Беляевой нет. Благодаря недюжинным артистическим способностям певицы, ее исполнение отличается непосредственным и правдивым выражением чувств, эмоций и настроений, заложенных в каждом из произведений. Например, в шутливом по настроению романсе П. Булахова на слова Н. Берга "Право, маменьке скажу" она игрива, беззаботна и лукава; в другом романсе П. Булахова на слова неизвестного поэта "И нет в мире очей" — полна глубоких чувств и страсти; а в разудалом "Эх, ямщик, гони-ка к "Яру" А. Юрьева на стихи Б. Андржеевского — искрометного задора. В этом камерном музыкальном спектакле звучали и другие образцы русского старинного романса: "Калитка", "Ночь светла", "Не уходи", "Нет, не любил он", "Бубенцы", "Утро туманное"… И в завершение вечера Анна Беляева исполнила "Романс о романсе" современных авторов — композитора А. Петрова на стихи Б. Ахмадулиной: Чем старинней наивность романса, В романсе одинаково значимы поэзия и музыка. Поэтому, кроме певицы, в концерт-спектакль был введен образ Поэта или Лирического героя. Для исполнения этой роли был приглашен солист Белорусского государственного академического музыкального театра Денис Немцов, в творчестве которого очень явственно проступают черты драматического актера. По истории русского романса можно проследить историю русской поэзии — от ее золотого века до серебряного. Как известно, в России расцвет романса как синтетического музыкально-поэтического жанра приходится на первую половину XIX века, и определяющим в этом процессе стала смена "державинского" поэтического стиля на "пушкинский". Именно поэзия Пушкина дала большой толчок к развитию романсной лирики, и она же возвысила романс до уровня классического искусства. В пушкинскую эпоху появляется и целая плеяда композиторов-романсистов: Алябьев, Варламов, Гурилев, Булахов… Но особое место среди них занимает Михаил Глинка, написавший на стихи Пушкина множество знаменитых романсов, дошедших до наших дней. И подобно тому, как Пушкин стал основоположником русской классической литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Денис Немцов исполнил "Я помню чудное мгновение", "Признание", "Я вас любил", "Когда в объятия мои" и другие стихи поэта, положенные на музыку М. Глинкой, А. Алябьевым, А. Гурилевым… В тот вечер звучали также лирика Бунина, произведения Лермонтова, Кольцова также ставшие романсами. И завершающим аккордом песни сердца и души стал романс на стихи А. Апухтина "Люби, всегда люби": И понимаешь ты теплей чужое горе… Зоя ЛЫСЕНКО. |
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by