« НазадсаЛЮТ, ЛЕСЯ!В Белорусском государственном академическом музыкальном театре 12 апреля отметят 20-летие творческой деятельности солистки театра, лауреата международного конкурса Леси Лют 20 лет назад на сцену выпорхнула Адель, грациозная улыбчивая горничная, которая в финале оперетты "Летучая мышь" выходит в актрисы. Вместе с ней в актрисы вышла Леся Лют, выпускница Белорусской консерватории. За прошедшие годы Леся Лют не стала на сцене менее грациозной или кокетливой. А вот в жизни она стала солисткой, настоящей актрисой, подготовила более 35 ролей, выступила в сотнях концертов. Ей подвластны эксцентрика, лирика, юмор, ею покорены почти все жанры, в которых работает Музыкальный театр, — оперетта, мюзикл, комическая опера, музыкальная комедия, ревю, рок-опера… Леся Лют — лауреат I премии Национального конкурса имени Л.П. Александровской, дипломант Международного конкурса вокалистов "Новые голоса" (Германия), лауреат Международного конкурса имени С. Монюшко (Польша). У Леси Лют большой диапазон певческих, актерских возможностей. Человек она обаятельный. И неожиданный. Никогда не знаешь, какой рисунок роли ждать от Лют. Когда она вышла на сцену в костюме и гриме Шугар Кейн (музыкальное ревю "Однажды в Чикаго"), даже коллеги спрашивали: "Кто это?" И такой же вопрос зазвучал в партере, когда зрители услышали неземной Голос Богоматери в рок-опере "Юнона" и "Авось". В мюзикле "Обыкновенное чудо" — новое превращение. "Чаплин в юбке", какой была Лют в "Бабьем бунте", перевоплотилась в мудрую, мягкую, глубоко интеллигентную Хозяйку. Интересно, узнают ли театралы Лесю Лют в премьерном показе оперетты "Мистер Икс", ведь ей предстоит спрятать свою женственность и предстать этаким синим чулком? Причем заговорить с немецким акцентом. Ждать недолго — премьера намечена на конец апреля. — Леся Николаевна, давно хотела спросить: Леся Лют — сценический псевдоним? — Нет. Лют — фамилия от папы, а он из кубанских казаков. Леся — так звали папину маму. Есть в родословной и прабабушка-турчанка. Южная, горячая кровь… Отец был военнослужащим, семья кочевала по Советскому Союзу, я училась в Германии, России, Литве. В Минск приехала в 1985 году. Заведующий отделением Музыкального училища имени Глинки Адам Османович Мурзич (ныне худрук Музыкального театра. — Прим. ред.) прослушал меня и принял решение о переводе из Днепропетровского музучилища в минское. С тех пор я минчанка. — Вы много работаете — спектакли, репетиции… — Еще я очень люблю петь академическую, духовную музыку. В фонде Белорусского радио сохранилось немало записей, где я пою с хором Виктора Ровдо (к сожалению, ныне уже покойный народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер академического хора Белорусского телевидения и радио. — Прим. ред.). Исполняю также романсы Шумана, Шуберта, Рахманинова… Меня приглашают в качестве солистки минские оркестры: симфонический, камерный, штабной духовой… Пою сольно. За эти двадцать лет было много творческих поездок в Испанию, Швецию, Румынию, Турцию… С концертами объездила почти всю Германию — Кельн, Золинген, Бонн… — А какая музыка звучит дома, в салоне автомобиля? — Не звучит… Хочу тишины. Вернее, тишина нужна для того, чтобы уменьшить нагрузку на голосовые связки. Когда я слышу чужое пение, мои связки работают — ведь я невольно интонирую, повторяю мелодию про себя. А голос нужно беречь. — Какие еще есть способы? — Одному певцу расслабить мышцы помогает масляно-водочный компресс на область шеи, другой обретает голос после ингаляции с целебными травами… Мой секрет прост — отдых, хороший сон. Перед сложной партией лучше денек помолчать. — Выстраивая роль, вы ищете прототип в жизни? Или все эти персонажи живут в вас? Говоря словами поэта, "душа — общежитье надежд и печалей…" — Согласна. Они все мои, все во мне — Абигайль, Адель, Стасси, Маринка… Это я в разных зеркалах. Мне не приходится себя ломать, переиначивать, чтобы изобразить тот или иной характер. Я не отторгала внутренне ни одну из своих ролей. Как-то, проходя тест у психолога, узнала, что легко могу воспринимать как свой тот тип человека, с которым общаюсь. С холериком — холерик, с флегматиком — флегматик… Видимо, такая психологическая гибкость и помогает на сцене. В 1991 году легенда оперетты, заслуженный артист БССР Григорий Харик выступил в своем роде крестным отцом Леси Лют. Выйдя на сцену перед началом спектакля "Летучая мышь", он сказал: "Сегодня состоится дебют молодой актрисы Леси Лют. Своей ролью она сдает консерваторский госэкзамен, в зале сидят члены комиссии. Поддержите дебютантку!" К слову, члены комиссии были покорены Лесей и поставили ей после спектакля высший балл. — В таком случае, как и чем вы пополняете свое внутреннее пространство, чтобы потом извлекать из него нужные эмоции, интонации?.. — Наблюдаю за людьми. Человеку всегда интересен прежде всего человек. Чтение книг? Тоже хорошо, особенно если это художественная литература с философским уклоном. Например, француз Бернар Вербер. Его открыла для меня моя студентка, читаю сейчас "Империю ангелов". Смотрю, что делают коллеги, стараюсь не пропускать премьеры в Большом, недавно была на балете "Щелкунчик". Хожу на спектакли, в которых участвуют приезжие певцы. — Ваше амплуа субретки в оперетте предполагает гармоническое триединство — петь, танцевать, играть роль. Чтобы треугольник был равнобедренным, что нужно делать? — Работать. А вы ожидали, что я скажу что-то иное? Казалось бы, для меня определенную сложность должно представлять актерское мастерство, ведь в консерватории нас учат в основном вокалу. Но и актерству тоже. Большое спасибо хочу сказать своим педагогам — актрисам Купаловского театра Татьяне Алексеевой и Светлане Некипеловой. Горжусь тем, что могу назвать себя ученицей талантливейшего оперного режиссера-постановщика Семена Штейна, — я занималась у него в студии. — На сцене — иллюзорный мир. Вне сцены жизнь идет по другим, порой жестким законам. Вам удается не путаться в этих мирах? — Да. Мне жаль актеров, которые выходят из театра и продолжают играть, требуют от окружающих чего-то несусветного. Занавес закрылся. Надо возвращаться в реальность. — Что может испортить настроение? — Несправедливость в отношении меня или другого человека. Возмущаюсь, сопротивляюсь, выступаю… Потом даю себе обещание не возмущаться и… все равно горячусь. — А что поднимает настроение? — Перспектива интересного дела. Встреча с друзьями. Хороший спектакль. Я люблю искусство, люблю зрителей… Аплодисменты — моя удача. Светлана ШИДЛОВСКАЯ. |
тел.: (017) 275-81-26
220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44
Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by