« Назад
На семи ветрах
Сусанна Цирюк поставила десятки превосходных опер, оперетт, мюзиклов по всей Европе
В данный момент ее спектакли идут в Бургасе (Болгария), Екатеринбурге, Иркутске, Ростове, Новосибирске, Челябинске, Петрозаводске (Россия), Караганде (Казахстан). Ставятся и в Минске. Две оперы — в Большом. И шесть постановок — в Музыкальном, что вполне естественно, так как Сусанна Цирюк — главный режиссер этого театра. А все ее знают потому, что именно Цирюк сочинила русский текст к Belle и другим композициям мюзикла «Нотр-Дам де Пари», которые до сих пор в ротации по всем каналам: «Не покидай меня, безумная мечта. В раба мужчину превращает красота…» Вспомнили?
— Сусанна Юрьевна, вы создаете на сцене мир, параллельный реальному…
— Да нет же, перебью, извините. Для меня мир на сцене — сама реальность. Я ее интерпретирую так, как вижу и слышу. И в ней живу.
— А в детстве тоже жили в придуманных самой мирах?
— Видимо, да, потому что была замкнутым, застенчивым ребенком. Много читала, в четыре года совершенно свободно залезала в толстые тома. Зачитала до дыр «Королевство кривых зеркал», пока книжку не выбросили. Бабушка, уходя на работу, обычно запирала книжные шкафы и говорила: «Сусанночка, не смей это читать». Разумеется, я тут же бралась за очередной запретный плод. До сих пор люблю и перечитываю Бродского и Лорку, Пушкина и Лермонтова — это понятно, еще стихи Бунина и Набокова.
— Ваши корни в Минске?
— Да и нет. Я родилась в Киеве. На тот момент папа и мама были ленинградскими студентами. Ей — 19, ему — 22. «Вы «народник?» — спросила она при знакомстве, предполагая, что он играет на народных инструментах. «Нет, я социал-демократ». Она влюбилась… Я родилась во время их каникул, когда они поехали в Киев, на родину папы. Минск у меня с другой стороны. Мама, Нина Ивановна Солдатенкова, и бабушка, Галина Дмитриевна Анусевич, — коренные минчанки (ныне Нина Солдатенкова — действующий концертмейстер театра «Санктъ-Петербургъ Опера». — Прим. авт.). Я не знаю, почему Санкт-Петербург и Минск в нашей семье все время оказываются в одной связке. В Минск из Ленинграда семья переехала, когда папе, виолончелисту, предложили стать во главе камерного оркестра (Государственный камерный оркестр Республики Беларусь основан в 1968 году органистом, композитором и дирижером Олегом Янченко. С 1969-го по 1994-й оркестр возглавлял выпускник Минской и Ленинградской консерваторий Юрий Цирюк. С именем этого музыканта связаны высшие творческие достижения коллектива. — Прим. авт.). Я ходила в Минске в школу, потом уехала в Ленинград… (Сусанна Цирюк окончила консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по специальности «режиссура музыкального театра». — Прим. авт.).
— Кто назвал вас Сусанной? Отец?
— Да. Так звали папину маму, наполовину цыганку. Она из очень большой семьи, где родились двенадцать детей… Девять выжили. Моя мама была очарована свекровью и хотела видеть ее отражение во мне. С таким именем я везде была единственной, пока не попала в Ростов. Там каждая четвертая — Сусанна. (В 2000-х Сусанна Цирюк работала главным режиссером Ростовского государственного музыкального театра. — Прим. авт.)
— Минск, Ростов, Петербург…
— Добавьте: Рига, Таллин, Лиссабон… В этом году я была режиссером-постановщиком международного театрального фестиваля «Биргитта» в Таллине, где поставила «Мессу» Бернстайна с участием оперных, поп-, джаз- и рок-певцов из Эстонии, Латвии и с Дугласом Вебстером из США в главной роли. Когда затих последний звук, наступила тишина. Четыре минуты публика молчала, а потом взорвалась бешеными аплодисментами. Лица этих зрителей не забуду никогда.
— Вы работаете на всех площадках и на всех ветрах планеты. А где вам комфортнее всего?
— Я, как кошка, могу обжить любую территорию.
— Откуда вы приехали в Минск на этот раз?
— Начну с того, что я очень хотела поздравить Наталию Викторовну Гайду с ее юбилеями. Она гениальная певица. Личность. Я нахожу большое творческое и чисто человеческое удовольствие выступать режиссером-постановщиком фестивалей «Наталия Гайда приглашает…» на сцене Музыкального театра. А приехала вместе с Лешей из Питера.
— Ваша семья — это…
— Сын Митя Нилов и муж Алексей Тарасов. Сын музыкант. Уже третий год учится и живет на два города: Питер и Майами, так как выиграл крутой грант. Алексей сценограф и лайт-дизайнер. Мы вместе сделали семь спектаклей, в том числе оперетту «Граф Люксембург» и гусарский водевиль «Подлинная история поручика Ржевского» в Музыкальном. Вместе номинировались на «Золотую маску». Несмотря на то что вся семья в постоянных разъездах — муж то в Кёльне, то во Владивостоке, я то в Хабаровске, то в Минске, — это не мешает, не рвет внутренних связей, наоборот, каждая встреча становится романтической. Нам всегда есть о чем поговорить.
— Мир для вас — не города и страны, а люди?
— Конечно. Никакой пятизвездочный отель не сравнится с роскошью общения. В белорусском Музыкальном театре все родные. Я их люблю, и они меня любят. Минск — это еще и Николай Пинигин, и Зиновий Марголин… В ранней юности я ассистировала Пинигину на «Визите дамы», мы подружились сразу и до сих пор нежнейше друг к другу относимся.
— Что вас чаще приглашают ставить: оперу, оперетту, мюзикл?
— Со мной произошла удивительная вещь: до 2004 года предлагали только оперы. Потом я сделала в Новосибирске мюзикл «В джазе только девушки», он получил «Золотую маску», и меня стали рвать на части — мюзикл и оперетта, оперетта и мюзикл. Последние три года пошли предложения от серьезных театров: вдруг все драматические артисты захотели петь. Кстати, у меня был опыт драмы. В 1988-м ставила в театре имени Максима Горького спектакль по пьесе Петера Вайса «О том, как господин Мокинпотт от своих несчастий избавился», где играли Валерий Шушкевич, Андрей Душечкин, Андрей Захаревич, Евгений Леонтьев и мой тогдашний муж Алексей Нилов, будущий «питерский мент с улиц разбитых фонарей». Психофизика драматических артистов несколько иная, чем артистов-вокалистов, но мне нравится преодолевать трудности.
— Женщина-режиссер — это все равно что женщина-комполка или женщина-пилот… Режиссура — мужская профессия, требующая твердости, жесткости. Вы режиссер-лидер или режиссер-диктатор? Задаю вопрос, зная, что ответите «лидер».
— Но и диктатор тоже. Надо грамотно выстраивать «диктатуру», чтобы актеры работали, а не обижались. Треть всех усилий, затрачиваемых режиссером на постановку спектакля, относятся к областям психологии и психотерапии. Я знаю, что если на этого актера повышу голос на полтона, он забудет все, и свое имя тоже. А другому, наоборот, нужна постоянная взбучка. Мы как-то с мужем, смеясь, решили: когда я устану «скакать» по сцене, то непременно открою клинику психологической помощи или кабинет психоаналитика. Если серьезно, в театре работают очень ранимые люди. Даже самые успешные, даже звезды имеют кучу комплексов. Это люди со сложнейшей душевной организацией. День на день не приходится, сегодня у актера подъем, завтра — спад…
— …и один и тот же спектакль на одной и той же сцене бывает ну очень разным.
— Театр — искусство настоящего времени. Только здесь и сейчас. Поэтому стараюсь придумать такую форму спектакля, такую схему, чтобы постановка не развалилась под напором актерской харизмы и импровизации. Попробуй мне поменять мизансцену! Ни-ни! Импровизируй только внутри мизансцены.
— На какие вопросы в творчестве вы уже нашли ответы, а на какие ищете?
— В творчестве, если ответы найдены, делать уже нечего — скучно. Свою профессиональную нишу как ремесло я хорошо освоила. Но каждая новая постановка — это прыжок в неизвестность, волнующая загадка. И потом… Вдохновение не приходит каждый день, а работать надо (смеется). Однако никогда ничего не делаю через силу, я не фанатичка и вообще боюсь фанатов. Предпочитаю быть постоянно в движении. В ближайшее время поеду в Челябинск ставить мюзикл «Тысяча и одна ночь». Сказка, говорите? Сказка, но не для детей. Конечно, она будет о любви…
Такая история… Это было два с половиной года назад. Поскольку мы с Лешей Тарасовым люди взрослые, под полтинник, то не собирались закатывать свадьбу. В тайне от нас пятьдесят актеров и музыкантов из разных театров Беларуси, России и Казахстана договорились по Интернету, как нас поздравить. Приехали с минусовками. На лесной заимке вблизи Ладоги неожиданно для новобрачных прошел потрясающий гала-концерт под названием «Свадьба Сусанны и Алексея». Наверное, стоит жить и работать, когда есть такие друзья…
Светлана Шидловская Минский курьер. – 2014. – 5 ноя.
|