« Назад
Бродвей здесь
К концу года в белорусской столице будут идти 4 мюзикла Кима Брейтбурга
Захват Минска Кимом Брейтбургом начался в 2011 году, когда в Музыкальном театре появилась "Голубая камея". В этом же театре вот уже два года по понедельникам с аншлагом проходит мюзикл "Дубровский" в исполнении студентов Белорусского государственного университета культуры и искусств. Сейчас студенты БГУКИ на сцене Республиканского дворца культуры профсоюзов репетируют "Казанову" — премьера 16 ноября. А под занавес года, 19 декабря, Музыкальный театр покажет мюзикл "Джейн Эйр".
"Голубая камея", "Дубровский", "Казанова" и "Джейн Эйр" — это всё Ким Брейтбург. При этом сам композитор, по его уверению, ничего не лоббировал.
Подвинчиваем, подкручиваем…
— Сложилось устойчивое выражение "Брейтбург и его команда". Более пяти лет назад по предложению Музыкального театра вы приехали в Минск, но не один, а со своей российской постановочной группой, и создали "Голубую камею". История повторилась с "Дубровским". В этом году?..
— Тоже. Над "Казановой" и "Джейн Эйр" работают все те же — режиссер-постановщик и хореограф Николай Андросов и музыкальный супервайзер Валерия Брейтбург. Либретто Евгения Муравьева ("Казанова") и Карена Кавалеряна ("Джейн Эйр"). Обычно заезжий режиссер, выпустив спектакль, забывает о нем. Постановка старится, ветшает и быстро становится рухлядью. Наша же команда, сделав спектакль, следит за ним. Если есть возможность, дважды в год возвращаемся, смотрим, подвинчиваем, подкручиваем… Мы с Валерией постоянно изучаем театральное дело, неоднократно бывали на Бродвее в Нью-Йорке и в Вест-Энде в Лондоне. Многое знаем, но продолжаем постигать науку создания мюзиклов.
— Жанр народный, демократичный. Однако он трудно приживается на нашей почве. Почему?
— Театр и в России, и в Беларуси настроен на то, чтобы людей воспитывать. А мюзикл призван не только воспитывать, но и развлекать. Кстати, ситуация в России изменилась. Мюзикл — один из самых востребованных жанров музыкального театра.
— На Западе есть мюзиклы, далекие от развлечения…
— Но только единицы из них стали по-настоящему популярны. Например, "Вестсайдская история". Или "Фантом оперы", который 30 лет каждый день идет на Бродвее. Этот развлекательный продукт сделан на уровне высокого искусства. Понятно, у нас нет такого бюджета, как в Америке, тем не менее, изучив лучшие образцы этого жанра, мы стараемся приблизить свои постановки к бродвейским. Шлифуется каждый жест артиста, вплоть до поворота головы. Импровизация хороша на драматической сцене, но не у нас. Артисту задается очень точный рисунок, жесткая схема. Внутри схемы он может быть свободен.
— Принцип работает, раз мюзиклы композитора Брейтбурга, поставленные его командой, долго живут на сцене.
— "Голубая камея" в Уфе за 7 лет выдержала более 200 показов и продолжает идти. На "Камею" в Минске и Красноярске продлены контракты. В Оренбурге — аншлаги…
Мы все пуритане
— А как в Минске возник "Казанова"?
— Вначале расскажу о "Дубровском". Два года назад ко мне обратилась Ирина Дорофеева, завкафедрой искусства эстрады БГУКИ: можно ли моим студентам на экзамене спеть "что-нибудь из мюзиклов Брейтбурга"? Я предложил иное — поставить мюзикл. Благодаря участию и поддержке ректора Юрия Бондаря появился студенческий спектакль "Дубровский". Отдельное спасибо Музыкальному театру, который предоставил площадку. Успех спектакля дал руководству университета импульс продлить наше сотрудничество, и поступило предложение о новой постановке. Мы остановились на мюзикле "Казанова", в котором будут играть в основном те же люди, которые заняты в "Дубровском": они находятся в очень хорошей форме и уже имеют определенный сценический опыт.
— Никого не смутил эротический подтекст?
— Да, Казанова ассоциируется с чем-то греховным, а порой и пошлым. А мой мюзикл просто веселый. Главный герой — это человек, любящий свободу и, естественно, женщин. Я написал произведение о верности в любви, о преданности и мужестве. Любому мюзиклу претит радикализм, будь то насилие или эротика, да и мне подобные темы не близки. В жизни люди ведут себя по-разному, но общественное мнение у нас довольно строгое. На миру мы все пуритане. Так что голые люди у нас по сцене бегать не будут, зато там есть поединки на шпагах, трюки, танцы… Мюзиклу придана форма комикса — это как бы переведенный на сцену яркий мультфильм.
— В одном интервью вы назвали себя сентиментальным человеком. Не этим ли продиктовано обращение к роману Шарлотты Бронте "Джейн Эйр"?
— "Джейн Эйр" — новая работа. Мюзикл идет в Московском академическом театре оперетты. В Минске подписан контракт на 5 лет, а там как бог даст… Да, я сентиментальный человек, могу расплакаться от красивой мелодии. Чувство сопереживания только усилилось с возрастом… "Джейн Эйр" — любимый роман моей жены. Он был и остался для Валерии мировоззренческой книгой. Лера своей целеустремленностью, жизнестойкостью сама в какой-то степени похожа на Джейн. Она подвигла меня на сочинение этого мюзикла и сейчас вкладывает в него всю душу. Минская постановка не повторяет московскую. Есть отличия даже в либретто. Костюмы и декорации делают по эскизам Екатерины Крюковой, художника из Нижнего Новгорода. Судя по репетициям, ожидается очень душевный, мягкий, психологичный спектакль.
— Кто репетирует роль Джейн?
— Приглашены Екатерина Муратова, педагог БГУКИ, и Елена Бабук, студентка Белорусской академии музыки. Роль Рочестера готовит Артем Хомичёнок, солист Музыкального театра. Советую обратить внимание на эстрадного певца Андрея Колосова: он уже участвует в "Дубровском", а будет еще и Рочестером, и Казановой. После премьер, я не сомневаюсь, в Минске зажгутся новые звезды. Их нужно поддержать, чтобы у молодых певцов и мысли не возникло уехать искать счастья в Москве или где-то в другом месте.
— Все ваши мюзиклы — с исторической подоплекой. А что, нельзя создать спектакль на современном материале?
— Прошу своих сценаристов: найдите сюжет из нашей жизни. Не находят. Для осмысления жизнь нуждается в некотором историческом отдалении.
Брызги
— Ким Александрович, вы для меня в определенной мере феномен. Помню вас ярким лидером рок-группы "Диалог". Спустя 30 лет рокер пишет мюзиклы. Рок как протестная культура увял, но вы нашли другие профессиональные ниши.
— Когда творческий человек прекращает развиваться, то он движется назад. Однако поправлю: не только рок, но и вся популярная музыка в целом утратила позиции, на которых была в 1960-1970-е годы, перестала интересовать молодежь как способ самовыражения, область духовного поиска. Творческая энергия уходит в основном в социальные сети. И если раньше она била одной большой струей, то сегодня разделилась на множество ручейков, струек. На брызги.
— Потому и не рождаются новые "Лед Зеппелин", "Квин", "Пинк Флойд"?
— Это связано еще и с технологичной доступностью. Есть компьютерные программы — сиди и пиши себе музыку дома… Возник музыкальный девятый вал, гигантский поток предложений, которые перекрыли спрос.
— То есть, появись сегодня на сцене, к примеру, Владимир Мулявин, его бы даже не заметили?
— Мулявина-то как раз заметили бы! Но новых Мулявиных сегодня, увы, нет…
Светлана Шидловская Минский курьер. - 2016. - 9 нояб.
|