« Назад Наталия Гайда: "Всё дело — во взаимопонимании…"
В детстве, впервые в жизни попав в театр, я увидела удивительное действо, в котором артисты не просто играли на сцене, а еще прекрасно пели и великолепно танцевали. И все это называлось красивым словом "оперетта". С того момента я навсегда полюбила и театр, и оперетту, а еще на всю жизнь запомнила имя и фамилию исполнительницы главной роли — Наталия Гайда. Это был спектакль "Поет "Жаворонок" Юрия Семеняки, самая первая постановка Белорусского государственного академического музыкального театра. А роль отважной разведчицы Ирины в том спектакле стала стартовой в "опереточной" судьбе артистки. И старт этот был счастливым. Наталия Гайда стала примадонной и символом белорусской оперетты. В ее творческом багаже — более 40 ведущих партий в классических опереттах, музыкальных комедиях и мюзиклах. Среди них Виолетта в "Фиалке Монмартра", Марица в "Марице", Сильва, Ангильда в "Сильве", Цецилия в "Королеве чардаша", Теодора в "Принцессе цирка" (все это спектакли Имре Кальмана), Ганна Главари в "Веселой вдове" Ференца Легара, Розалинда в "Летучей мыши" Иоганна Штрауса, Стелла в "Вольном ветре" Исаака Дунаевского, Чанита, Анжела в "Поцелуях Чаниты" Юрия Милютина, Эпифания в "Миллионерше" Евгения Глебова, графиня Мальборо в "Стакане воды" Владимира Кондрусевича… Она удостоена высокого звания народной артистки Беларуси, награждена орденом "Знак Почета", медалью и орденом Франциска Скорины, является лауреатом премии имени Ларисы Александровской, обладательницей высшей награды Союза театральных деятелей — "Хрустальной Павлинки". Вот уже более 20 лет она передает свой богатый опыт студентам Белорусской государственной академии искусств. Про свою творческую судьбу, семью и женское счастье рассказывает ведущий мастер Белорусского государственного академического музыкального театра, народная артистка Беларуси Наталия Гайда. "Куда в артистки с таким курносым носом?" Она родилась в Свердловске, и самые первые годы ее жизни пришлись на тяжкое военное время. — Я помню себя с трех лет… Когда-то я сказала об этом маме, и она удивилась: "Не может быть!..". Тогда я ей описала, какая у нас была комната, какое одеяло лежало у меня на кровати и как я пела и танцевала "Яблочко". В Свердловске я жила до четырех лет. Война, папа на фронте… Мама училась в Уральской консерватории, но вынуждена была бросить и пойти работать в филармонию, потому что надо было на что-то жить. И только в 1944 году она смогла отправить меня в Семипалатинск к бабушке и дедушке, родителям папы. Знаете, тогда не так-то просто было сесть в поезд… И все мое детство прошло в Семипалатинске. У меня сохранились прекрасные воспоминания о том времени, хотя и трудном, послевоенном… У нас в школе был замечательный четырехголосый хор, и я в том хоре солировала. Со мной занимался Александр Александрович Болдырев, настоящий композитор, москвич. В Семипалатинске, где прошло ее детство, театров не было, зато был Дом учителя — местный очаг культуры. Там собиралось много интересных людей — в основном это были осужденные по 58‑й, "политической", статье — литераторы, ученые, артисты, сосланные в Казахстан. Там часто устраивались вечера, концерты, в которых мама Наталии принимала самое активное участие. А вот в Иркутске, куда семья переехала в 1954 году вместе с отцом-геологом, были два кинотеатра, и в одном из них мать стала петь перед началом сеансов. Тогда это было модно и считалось полноценным искусством. — В том кинотеатре, где мама пела, было большое фойе с эстрадой, и публика специально приходила за 45 минут до начала сеанса — на концерт. Заранее вывешивалась афиша с концертной программой: что играет оркестр, что поет певица или певец… Мама вспоминала, как ей ручки целовали после выступления… Так она прекрасно пела. Мне жаль, что у мамы не сложилась артистическая судьба… Наташа с трех лет знала весь мамин репертуар, но стать профессиональной певицей решила только в десятом классе. Отец смеялся: "Куда в артистки с таким курносым носом?". А мать утешала: "Гримеры любой нос исправят!". Наталия дважды ездила в Москву, пробовала поступить и в театральное училище, и в консерваторию… "Вот тут мне повезёт!" — Первый раз поехала поступать в училище имени Гнесиных, когда мне было 17. Но оказалось, что принимают с 18… Тогда такая, к сожалению, была практика. Я плакала: неделю ехала, а меня отправили назад!.. На следующий год снова поехала и уже, как все это делали, поступала в несколько вузов сразу: и в Гнесинское, и в ГИТИС… Но никто в то время не подсказал мне, что для поступления я выбрала не тот репертуар… То есть на прослушивании я себя не проявила, не смогла показать то, что умела. Тихая, скромная девочка… Почему-то тогда ей казалось, что учиться "на артистку" можно только в Москве. А тут — снова не поступила!.. — Я решила: раз ничего у меня не вышло, значит, я недостаточно талантлива — буду учиться на юриста и петь в самодеятельности!.. Приехала домой, села, открыла справочник и стала искать подходящий вуз. И вот нашла — Свердловский юридический институт. А у меня подружка в Иркутске поступила в университет на юридический факультет, и она звала: "Пойдем!..". А я: "Нет!". А тут открыла в справочнике — Свердловск, юридический институт, Уральская консерватория!.. И я решила: вот тут — моя родина, вот тут мне повезет! Так, выбирая юридический институт, Наталия подсознательно учитывала то, что в Свердловске есть и консерватория. И когда перешла на третий курс в юридическом, все-таки осуществила свою мечту — поступила в Уральскую государственную консерваторию имени Модеста Мусоргского. И это была ее судьба. Потому что именно там она встретила будущего мужа Юрия Бастрикова. "Готовить не умею и не буду!" — Мы поступили с ним в один и тот же год, но на первом курсе почти не встречались. Только на сессиях и на академических концертах. А уже на втором курсе, когда я пела на весеннем экзамене, Юра подошел, похвалил, поздравил. Хотя и раньше подходил, здоровался, очень мило разговаривал, но я не придавала этому особого значения. А на следующий день, когда я пришла слушать других исполнителей, он мне уже по-дружески сказал: "Наташа, иди, я тут место занял!..". И с тех пор начал ухаживать. Признался, что с самого начала на меня внимание обратил. Я не поверила: "Перестань, вы все так говорите!". А он: "Хочешь, скажу, в чем ты приходила одетая на каждый тур?! Ты была в черном платьице, в черных туфельках без каблука, сама вся черная, загорелая, одни зубы белые блестят!". Ну, вот так мы познакомились, а потом уже день за днем стали встречаться… И вот на четвертом курсе сначала меня взяли в оперный театр, а потом его. Мы поженились, и нас поселили в гостинице "Большой Урал", напротив оперного. Театр нам оплачивал гостиницу. Это был самый лучший год в моей жизни: за нами все убирали, мы обедали в ресторане, в кафе… (Смеется). Это было замечательно, а через год мы получили квартиру. И начались бытовые и прочие семейные проблемы!.. В самом начале совместной жизни Наталия честно призналась мужу: "Готовить еду я не умею и не буду, зато буду тебе хорошим товарищем!". — Так оно и было! Я за собой знала этот грех! Потому так мужу и сказала. Это его устроило… Муж согласился и никогда не нагружал ее кулинарными обязанностями, даже тогда, когда сам стал народным артистом Беларуси и ведущим певцом оперного театра. — Юра, как и многие мужчины, умел прекрасно готовить. А когда мы в Минск переехали, тут в любой кулинарии все что хочешь: и отбивные лежат, и антрекоты, и эскалопы, и овощи!.. Приготовить все это ему было не в тягость. Я же все что угодно могу делать: наводить порядок, гладить, стирать… Но готовить — мне жаль времени. Думаю: "Стоишь, что-то режешь, режешь, а через пять минут все съешь!". Жить не хочется, когда на кухню захожу! И насколько я не люблю готовить, настолько люблю поесть! (Смеется). "Поёт "Жаворонок" Они прожили в любви и согласии всю их совместную жизнь. И это несмотря на то, что оба были ведущими артистами двух разных театров, у них были разные графики репетиций, спектаклей и гастролей. — Все дело во взаимопонимании. Конечно же, я одна не смогла бы сохранить семью — это было наше обоюдное с мужем желание. А во‑вторых, сыграло роль рациональное распределение семейных обязанностей: каждый вносил то, что мог внести. Конечно, бывают мужчины, которые никогда в жизни не будут готовить: такой муж придет, сядет и будет ждать, когда жена все принесет на стол. С таким я семью бы не сохранила. И еще одно знала: все, что будет мешать моей профессии, — по боку!.. У меня было все, что нужно для семьи, и я все, что могла, делала для семьи. Прежде всего — я мужа понимала. Знаю, что у него спектакль, скажу: "Юра, не надо мне ничего, готовься!". Тишину создам, покой… Ребенок тоже был приучен: "Тихо! У папы — спектакль, у мамы — спектакль!". Дочка все понимала, хотя и единственная. Но мы ее не баловали. Полное взаимопонимание. Кстати, в Минск их семья перебралась благодаря мужу. В 1969 году Юрий Бастриков выиграл конкурс, который объявил Большой государственный академический театр оперы и балета БССР. Наталью Викторовну взяли в театр, как она сама шутит, в качестве бесплатного приложения: в ее голосе — легком сопрано — белорусский оперный не нуждался. Поэтому, когда ей предложили перейти в театр оперетты, который тогда только-только создавался, она без сожаления покинула оперную сцену. Потому что оперетту очень любила: ей всегда было мало только петь на сцене — хотелось и говорить, и танцевать… Ей поручили исполнение главной роли — красивой, гордой, смелой разведчицы Ирины в оперетте Юрия Семеняки "Поет "Жаворонок". Этим спектаклем в 1971 году открылся Государственный театр музыкальной комедии БССР. — Да, тут для меня все удачно совпало… Для карьеры очень важно начало: в каком спектакле сыграешь, как себя с первой роли подашь. "Поет "Жаворонок" — конечно, это волнующая тема для Беларуси: война, партизанское движение, певица немецкого варьете — отважная советская разведчица… Музыка Юрия Владимировича Семеняки прекрасная, роль Ирины великолепная. Это просто актерское счастье… "Любовь всегда возвышает" Сегодня в творческом багаже народной артистки Беларуси — десятки ролей. Нередко у нее интересуются: какая из них — самая любимая?.. А Наталия Викторовна не может ответить однозначно. — Есть роли, которые можно играть долго-долго и все равно в них что-то находить и находить новое… А есть роли, скажем так, проходящие, которые поиграла год-два и уже все сказала, и не знаешь, что еще и для тебя, и для зрителей было бы интересно. Про классику я не говорю — тут сама музыка диктует, тут можно найти столько музыкальных нюансов и петь каждый раз по-новому… Да и красивая любовь всегда возвышает. А в советских спектаклях у моих героинь каждый раз был новый, яркий характер. И спектакли эти создавали великолепные авторы: композиторы Дунаевский, Соловьёв‑Седой, Александров, Милютин писали замечательные мелодии, драматурги Гальперин, Константинов — прекрасные пьесы с закрученным сюжетом, чего сейчас, к сожалению, не хватает. Поэтому каждая роль вызывала интерес. Я очень любила Пенелопу из "Одиссея" Журбина. Главная тема в этом спектакле — женское самопожертвование. Она вызывала в зале такое понимание и сочувствие, что люди аплодировали стоя. Пенелопа — женщина, которая 20 лет ждет мужа. И в разлуке она полюбила Клеона. Есть ария, когда Пенелопа поет: "Ждала я мужа 20 лет, любви ждала всю жизнь…". Ее ведь отдали замуж совсем молоденькой, она-то и любви не знала. И вот когда Одиссей возвращается старый, измученный и никому не нужный и все от него отвернулись, она говорит: "Пойдем, Одиссей, домой". Пенелопа пожертвовала своей любовью к Клеону ради больного мужа. Мне очень нравился этот спектакль. Да, оперетта — жанр легкий, искрящийся, но когда в ней есть моменты драматизма, есть серьезные жизненные коллизии, это всегда хочется играть. Конечно, такие спектакли очень ценны. Счастье, что они были у меня… В 2012 году Наталии Викторовне Гайде было присвоено звание "Женщина-легенда" в республиканском конкурсе "Женщина года — 2011". Я поинтересовалась у нее, как она отнеслась к этому?.. — Конечно, это приятно… Но чем более высокими и почетными званиями награждают, тем ответственнее каждый раз доказывать, что это так. К тебе же уже относятся как к мастеру. Я замечала за собой — в молодости просто хотелось выскочить на сцену и играть. Когда я впервые попала в театр, мне предложили выйти на сцену и спеть. Я вышла и спела спектакль без оркестровой репетиции, без ничего. Я выполнила все мизансцены. Была уверена, что знаю этот спектакль. Режиссер сказал: "Ты видел, какая она цепкая!". Ему так понравилось, что я все сделала. То есть мне хотелось играть, и я играла и не волновалась о том, как у меня получится… А сейчас, с возрастом, я все больше и больше волнуюсь, чтобы действительно роль получилась, чтобы зрители сказали: "Да!". Так что бронзоветь не приходится, надо каждый раз доказывать, каждый спектакль… Во всяком случае, у меня так. "Чтобы оставить свой след на Земле" Наталия Викторовна Гайда по-прежнему поет на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра, ее имя по-прежнему у всех на устах. С 2012 года в этом театре реализуется творческий проект "Наталия Гайда приглашает…", который собирает большое количество исполнителей не только из Беларуси, но и из других стран. Этот проект стал очень популярным, его уже ждут любители оперетты. А в 2014 году во время проведения ІІІ республиканского конкурса "Национальная театральная премия", народная артистка Беларуси Наталия Гайда получила специальный приз "За вклад в развитие тетрального искусства". Это было так прекрасно обставлено: на заключительной церемонии на сцену Купаловского театра выехал автомобиль "Шевроле де Люкс" 1937 года выпуска, который когда-то принадлежал Янке Купале, из автомобиля вышла Наталия Викторовна, и Анатолий Тозик, который в то время был заместителем премьер-министра, вручил ей почетную награду… К сожалению, ее радости по случаю этих событий не может разделить любимый муж: 8 октября 2011 года народный артист Беларуси, выдающийся оперный певец Юрий Георгиевич Бастриков ушел из жизни. Но рядом с Наталией Викторовной — дочь Анастасия, культуролог, и ее семья. Внучка Арина — мастер спорта по тэквондо, серебряный призер чемпионата мира — уже замужем, живет в Германии, но не забывает Беларусь, старается приезжать домой как можно чаще. Внуку Данечке — 8 лет… …Она родилась в Свердловске, детство ее прошло в Семипалатинске, а провести большую часть жизни и работать ей было предначертано судьбой в Минске, который уже давно стал для нее родным. — Безусловно, поскольку вся сознательная, творческая жизнь у меня и у мужа прошла здесь. Но не сразу, далеко не сразу. Лет 5–7 мы с мужем привыкали, потому что здесь совершенно другой уклад жизни. Все-таки Свердловск — это крупный промышленный город, иные музыкальные традиции, в общем, все совершенно другое. Но ведь я и в Сибири жила, там тоже совершенно все другое, тоже привыкала… Ну что Бога гневить? Повезло мне и в творчестве, и во всем. Хорошо, ласково приняла нас Беларусь. Напоследок я спросила примадонну белорусской оперетты, в чем, по ее мнению, смысл жизни. Наталия Викторовна на минутку задумалась: — Это очень сложный вопрос… Но считаю, что человек рождается, чтобы оставить след на Земле. Тамара Бунто "Белорусская военная газета "Во славу Родины". - 2016. - 12 мар. фото из семейного архива Наталии Гайды, а также Сергея Сулая
|
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by