« Назад "ЮНОНА" И "АВОСЬ": БОЛЬШЕ ЧЕМ ИСТОРИЯ О ЛЮБВИ Менее, чем через месяц исполнится ровно год с того момента, как рок-опера "Юнона" и "Авось" Алексея Рыбникова вернулась на сцену Белорусского государственного академического музыкального театра. Мы посетили постановку, чтобы понять, почему это произведение считается легендарным и о чем оно: о настоящей любви, драме русской души или о кризисе среднего возраста? Начнем с того, что сюжет рок-оперы основан на реальных событиях. Во время своего пребывания в Ванкувере автор либретто Андрей Вознесенский много читал о жизненном пути русского государственного деятеля Николая Резанова. Причем изучались не только сторонние источники, но и путевые дневники прообраза главного героя рок-оперы. Стоит заметить, что сам Вознесенский никогда не претендовал на документальность. О своей поэме он говорил следующее: "Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных…". Тем не менее именно тот факт, что главные герои не вымышленные лица придает произведению определенный шарм и делает его еще более драматичным. А это точно любовь? В основе сюжета лежит трагическая история о неисполненных надеждах на "полдороги к истине и к чуду". Намеренно избегаю слов о том, что это произведение о любви в ее романтическом обличье, потому что не считаю ее таковой. Яркие чувства, вспыхнувшие между 42-летним графом Резановым и 16-летней дочерью губернатора Сан-Франциско Кончитой, на мой взгляд, не фундамент произведения. Да, это красиво, нежно и страстно одновременно. В главных ролях в той постановке были Антон Заянчковский и Ольга Железкая. Впечатлила сцена ночи после бала в честь 16-летия Кончиты. Для того, чтобы передать напряженность момента была использована многоплановость декораций и виртуозная игра света. Девушка в воздушной сорочке стоит на коленях напротив распятия и возносит горячие молитвы на испанском. Вся она залита ярким белым светом. Второй план – большое распятие, расположенное прямо по центру сцены. Кажется, ничего не предвещает беды. Но голос Кончиты наполнен тревогой. И, как оказывается, вполне оправданной. На третьем плане мы видим Николая Резанова, стоящего в тени бордового цвета. Ну а дальше все по сюжету. Прежний жених забыт, все мысли юной Кончиты только о русском графе. Она ждет 35 лет, не верит в слухи о его смерти, когда же убеждается в их достоверности – уходит в монастырь. Она влюблена искренне и чисто в начале. Она любит преданно и верно потом. И я верю в то, что он тоже не был к ней безразличен. Но, увы, в отличие от чувств Кончиты, чувства Николая не успели пройти проверку временем. Не по его вине – по роковому стечению обстоятельств. Но вернемся к моменту, когда главные герои еще были вместе. Это похоже на попытку играть в одну и ту же игру по разным правилам. Жизненный опыт дает о себе знать. Граф много чего повидал на своем веку: вершил судьбы государств, исколесил полмира, пережил личную трагедию в виде смерти жены. А она только начала свой путь и единственное, что умела – чувствовать. Юная Кончита была для графа в тот момент глотком свежего воздуха, но это – не любовь. С его стороны точно нет. "Твоим девичьим векам я открою запретнейший свет, глупый ангел шестнадцатилетний, иностранка испуганных лет" – звучит так, будто кто-то кого-то хочет использовать. Но не из злого умысла, нет. Николай Резанов слишком долго задерживал дыхание в замкнутом пространстве своих внутренних конфликтов, чтобы в тот момент отказаться от сплошного потока молодости и жизни. Да и финал у героев разный: он хоть и горевал перед смертью, что ничего не успел и что "нам имя – полдорожье", но все-таки успел почувствовать вкус жизни за свои-то 42 года. Она – нет. Объективно драма ее жизни куда значительнее. Да, Кончита не умерла от простуды. Но за 35 лет призрачных надежд, она морально истощилась в ожидании того, кто никогда к ней не вернется. Наверное, было проще, если бы Резанов оказался безответственным мерзавцем и молча уплыл в закат. Но он отправился на Родину за разрешением на брак с католичкой, т.е. с Кончитой. Что тут скажешь? Фатум. История о драме русской души Удивительный факт из создания "Юноны" и "Авось". Она возникла из музыкальных импровизаций Алексея Рыбникова на тему православных песнопений. Как из этого получилась рок-опера? На основе этой музыки режисер "Ленкома" хотел создать спектакль "Слово о полку Игореве". Но не тут-то было: поэт Андрей Вознесенский, которому было предложено написать текст, идеи не поддержал и сказал, что у него есть своя поэма "Авось" о любви 42-летнего Резанова и 16-летней Кончиты. Не удивительно, что на такой музыкальной основе ярко прослеживается внутренний религиозный конфликт русского человека, который одновременно умудряется жадно искать Бога и без оглядки бежать от него. Граф Резанов в смятении. Его душат тысячи разных помыслов, которые тревожно звенят со всех сторон. Он молится с надрывом. Молится сразу после греха. Но не может найти покой, как и не может вместить в себя одновременно и религию, и свободу. Граф Резанов хочет только блага для России. Он настолько идейный человек, что готов ехать налаживать русско-американские отношения за свой счет. Даже в диалогах с возлюбленной он постоянно уверяет, что расскажет ей о России. Но, увы, "авантюра не удалась, за попытку спасибо". В чем же причина? Был ли хоть малейший шанс на успех? Вероятно, эта кампания была все той же попыткой Николая Резанова "надышаться", отвлечься от хаоса в голове и сердце. Но можно ли успешно нести мир вовне, когда у тебя война внутри? Увы, страсти утихают только после смерти. На сцене появляется фигура, олицетворяющая Богородицу. Главный герой просит у нее прощения и обретает спокойствие. А что если это кризис среднего возраста? По словам психолога Елены Новоселовой, мужчины переживают гораздо больше кризисов, чем женщины. Начиная с 20 лет, примерно каждое десятилетие у них проходит своеобразное подведение итогов. И благо, если на вопрос, чего я достиг к этому возрасту, имеется хотя бы более менее внятный ответ в виде каких-либо материальных достижений. Самый тяжелый период – 40 лет. Как раз в этом возрасте и находится главный герой рок-оперы. "Мне 40, но успокоения нет. Всю жизнь бегу за призраком свободы. В мои-то годы", – говорит граф перед началом экспедиции в Калифорнию. Этот кризис и вечный поиск чего-то кидают его во все крайности, лишают мира в душе. Вероятно, встреть он Кончиту в другое время – все закончилось бы куда менее драматично. Конечно, мировая общественная в таком случае лишилась бы красивой истории любви, но зато главная героиня избавилась бы от мук бессмысленного 35-летнего ожидания. Естественно, граф Рязанов не хотел умирать. Он был полон надежд на счастливый исход. Его называли везунчиком. С такими никогда ничего плохого не случается. Но болезнь победила. В конце Николай восклицает: "Нам имя – полдорожье. <…> Прости меня свобода и Россия. Не одолел я целого пути". Тем не менее он был большим человеком с соответствующими амбициями и сделал действительно много. Жаль только, что сам этого так и не понял. "Юнона" и "авось" – легенда Эта рок-опера – по-настоящему качественное произведение. Она содержит в себе тысячи смыслов. До просмотра постановки я была уверена, что это исключительно романтическая история. Счастлива, что ошиблась. Потому что "Юнона" и "Авось" гораздо шире. Это история о внутреннем конфликте, самореализации, свободе, отношениях с Богом, русской душе, патриотизме, фатуме и, конечно же, о любви. Посетить рок-оперу и составить собственное мнение о ней можно в Белорусском государственном академическом музыкальном театре 1, 15 и 22 апреля, а также 11 и 18 мая. Елизавета ГОЛОД |
тел.: (017) 275-81-26
220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44
Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by